https://theologyjournal.spbu.ru/issue/feed Вопросы теологии 2020-07-24T13:27:20+03:00 Шмонин Дмитрий Викторович theologyjournal@spbu.ru Open Journal Systems <p>Журнал «Вопросы теологии» — международный академический журнал по теологии. Журнал ориентирован на развитие всех направлений и областей, входящих в исследовательскую отрасль «Теология», прежде всего в том варианте, в каком она развивается в светских вузах и научно-исследовательских структурах, а также в духовных академиях.</p> https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7787 От редакции 2020-07-19T13:59:32+03:00 2020-07-18T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7788 Структура православной миссиологии в образовательной перспективе 2020-07-19T13:59:32+03:00 Игумен Серапион (Митько) theologyjournal@spbu.ru <p>Статья посвящена проблемам исследования структуры современной православной миссиологии в системе теологического знания. Бoльшую часть своей новейшей истории православная миссиология развивалась в качестве учебной дисциплины духовного образования. Преподавание миссиологии в духовных школах сопровождалось научными поисками ее теоретико-методологического статуса в системе православного богословия, ее структуры, понятийного аппарата и метода. В статье рассматривается необходимость системно-категориального анализа современного состояния миссиологии как раздела православного систематического богословия. Решение данной задачи предполагает выявление векторов развития православной миссиологии. Современная миссиология находится в процессе становления в качестве самостоятельного раздела православного систематического богословия. В этом отношении современная православная миссиология характеризуется отсутствием системного планирования научной работы. Несмотря на это, она обладает значительным потенциалом развития в определенных направлениях. В статье дается анализ структуры современной православной миссиологии. Отмечено, что наличие определенной структуры миссиологии как самостоятельного раздела православного систематического богословия свидетельствует об известном уровне самоорганизации, достигнутом в процессе развития. В этом отношении миссиология обладает базовым опытом структурирования, на основе которого возможно развитие в направлении дальнейшей систематизации. Последние научные исследования завершили осмысление миссиологии в качестве теологической дисциплины. На повестку дня вновь выходят задачи обновления преподавания миссиологии в соответствии с вновь полученными результатами.</p> 2020-07-18T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Игумен Серапион (Митько) https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7789 Политико-богословский аспект подвига новомучеников на примере священномученика Платона, епископа Ревельского 2020-07-19T13:59:32+03:00 Протоиерей Константин Костромин theologyjournal@spbu.ru Ольга Львовна Церпицкая theologyjournal@spbu.ru <p>Новомученики и исповедники российские — повод для специального изучения в рамках политической теологии. Ни само направление, ни теоретические подходы к нему не содержат попыток рефлексии ситуации, в которой и политическая система, и Русская православная церковь оказались в 1917 г. Авторы статьи полагают, что можно и нужно рассматривать подвиг новомучеников в том числе как политический, а потому обращаются к постановке этой проблемы на примере священномученика Платона, епископа Ревельского (Павла Кульбуша), в личности которого сочетаются верность архиерея своим традиционным религиозным идеалам, попытка сохранить церковную жизнь в стремительно меняющихся политических и культурных условиях и при изменении политической конъюнктуры, послуживших причиной его гибели. Отстаивание ценностей Русского мира, имеющих значение не только для русского населения бывшей Российской империи, права на религиозную идентичность вне зависимости от политического строя или господствующей идеологии, участие в устроении жизни страны, где довелось проходить служение, — вот принципы, которые отстаивал священномученик Платон, за которые он погиб и которые были основанием для жизненной позиции новомучеников последующих десятилетий. В статье определены принципы рассмотрения подвига новомучеников как политического, представлено жизнеописание священномученика Платона через призму данных принципов и как их подтверждение, а также представлена характеристика политической ситуации периода его служения в России и в Эстонии. В совокупности это позволило установить суть политического подвига новомучеников как способности оставаться гражданами своего Отечества вне зависимости от политических обстоятельств.</p> 2020-07-19T00:18:18+03:00 Copyright (c) 2020 Протоиерей Константин Костромин, Ольга Львовна Церпицкая https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7790 О некоторых аспектах политической теологии в ранних статьях протоиерея Думитру Станилое 2020-07-24T13:27:20+03:00 Иерей Игорь Иванов theologyjournal@spbu.ru <p>Статья посвящена малоизученным вопросам в интеллектуальном наследии профессора и протоиерея Думитру Станилое, выдающегося румынского богослова ХХ в., точнее, публицистическим статьям, отразившим его философские, культурологические, социальные, политические и религиозные взгляды, которые в целом могут быть выстроены в модель своеобразной политической идеологии. Рассматривается его отношение к вопросам сочетания православного мировоззрения, патриотизма и государственности в контексте выработки идейного и идеологического поля понятия «румынизм», формировавшегося в ситуации территориальных и общественных изменений в Румынии в межвоенный период. Для религиозного «румынского традиционизма» ключевой становится триада «православие — соборность — традиционность», в равной мере отмежевывающаяся от материалистически-атеистических идеологий как демократического Запада с его индивидуализмом и капитализмом, так и от большевистского Востока с его авторитаризмом и коллективизмом. Взгляды румынского богослова представлены на материале некоторых его публикаций в журнале Gândirea и газете Telegraful român. Понимание специфики идейного поля православной румынской национальной и государственной самоидентификации в условиях формирования новой карты Европы в 1930-е годы может быть учтено при анализе элементов концептуальной парадигмы православной политической теологии.</p> 2020-07-19T00:37:37+03:00 Copyright (c) 2020 Иерей Игорь Иванов https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7791 О христианской традиции и проблеме деторождения с точки зрения «Структуры теологических революций» Марка Массы 2020-07-19T13:59:33+03:00 Дмитрий Александрович Марков theologyjournal@spbu.ru <p>В статье подробно рассматриваются тезисы, высказываемые Марком Массой в его книге «Структура теологических революций», которая является введением в проблемы сущности христианской традиции, естественного права и моральной теологии, богословия брака и его частного аспекта, связанного с деторождением. Проводится анализ главного тезиса М. Массы на примере рецепции американскими католиками положений энциклики «Humanae vitae». Тезис состоит в том, что в католичестве не существует единой традиции богословия, которое эволюционирует таким образом, как об этом писал Т. Кун по отношению к науке. В статье также описывается история энциклики «Humanae vitae», благодаря анализу рецепции которой М. Масса предлагает свою теорию «теологических революций». «Humanae vitae» сопоставляется с папскими энцикликами, содержащими идеи, противоречащие главному тезису данного текста. На примере нескольких авторов, которым посвящены отдельные параграфы в «Структуре…» М. Массы, предлагается рассмотреть данное противоречие, касающееся рождения детей и их воспитания. В заключительной части статьи делается несколько выводов: М. Масса, приспосабливая теорию научных революций Т. Куна к богословию, не учитывает особой специфику данной области знаний; он говорит об отсутствии единой католической традиции богословия; в аспекте меняющихся в богословии парадигм, чувствительных к проблемам современности, любое действие, характеризуемое как антицерковное, могло бы найти поддержку в церковном богословии. Набор данных выводов позволил автору статьи сделать предположение о том, какой должна быть традиция православного богословия, чтобы оно было чувствительно к проблемам современности и одновременно не потеряло свою идентичность</p> 2020-07-19T00:51:38+03:00 Copyright (c) 2020 Дмитрий Александрович Марков https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7792 Деонтологическое обеспечение духовной помощи пациентам с хроническими и неизлечимыми болезнями 2020-07-19T13:59:34+03:00 Игумен Антоний (Кадышев) theologyjournal@spbu.ru <p>В статье исследуются некоторые вопросы оказания профессиональной пастырской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам стационара. Приводятся аргументы в пользу обоснования правомерности использования термина «пастырская деонтология». Сравниваются врачебная и пастырская профессиональная деятельность по линии реализации сценария взаимоотношений «оказывающий помощь — принимающий помощь», сопоставляются принципы, лежащие в основе исполнения врачебного и пастырского долга. Концепция пастырской деонтологии в душепопечении людей с хроническими и неизлечимыми болезнями как нового научного направления предполагает, что эта родственная медицинской деонтологии дисциплина должна опираться на принципы медицинской деонтологии, но при этом развивать их применительно к практике пастырского душепопечения болящих. Для полноценного сотрудничества церкви и медицины помощь, исходящая от церкви, необходимо встроить в существующие государственные медицинские структуры, чтобы она играла подчиненную по отношению к ним роль, имела надежную работающую методическую основу, излагаемую понятным медицинскому сообществу языком. Методическая основа для пастырской помощи ВИЧ-инфицированным людям должна опираться на использование накопленного теоретического и практического опыта духовного попечения подобных людей. Нужно предложить такие варианты поведения и действия пастырей, которые помогут установить положительный контакт с больными, снимут у них напряжение, вызовут доверие к помогающему, позволят справиться с проблемами духовного характера и создадут мотивацию к приему предписанного врачом лечения. Опираясь на результаты, полученные в процессе обработки данных опросов как экспертов, так и ВИЧ-инфицированных пациентов стационара, автор статьи показывает, что пастырское окормление ВИЧ-инфицированных пациентов священниками Русской православной церкви оказывает положительное влияние на их физическое состояние благодаря мобилизации защитных сил организма в противостоянии инфекции и тем самым приводит к улучшению качества жизни, способствует развитию мотивации к созданию оптимистической жизненной установки.</p> 2020-07-19T01:04:44+03:00 Copyright (c) 2020 Игумен Антоний (Кадышев) https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7793 Взаимоотношения между Русской православной церковью и Епископальной церковью в США в первой половине 1860-х годов 2020-07-19T13:59:34+03:00 Иеродиакон Ярослав (Очканов) theologyjournal@spbu.ru <p>Статья посвящена начальному периоду взаимоотношений между Русской православной церковью и Епископальной церковью в США в 1862–1865 гг. После окончания войны за независимость в США (1775–1783) американские англикане получили независимость от Церкви Англии и в 1784 г. создали свою Епископальную церковь. Столкнувшись с трудностями самоидентификации в среде многочисленных протестантских общин и сект, Епископальная церковь проявила инициативу к сближению с Русской православной церковью как наследницей Древней церкви, имеющей твердые догматические устои и структурную базу. Сближению способствовало наличие приходов Русской церкви на Североамериканском континенте. В 1862 г. с целью установления дружеских отношений между двумя конфессиями при Епископальной церкви был создан Русско-греческий комитет. В 1863 и 1864 гг. представители Епископальной церкви мирянин Рогглес и пресвитер Юнг приезжали в Россию, встречались с представителями российского церковноначалия, в том числе с митрополитом Московским Филаретом, и обсуждали возможные пути к единению. Начавшийся межконфессиональный диалог был прерван в 1865 г. в связи с Гражданской войной в США. Однако результаты, достигнутые на этом первом этапе межцерковного взаимообщения, были востребованы в следующие годы, когда Епископальная церковь в США объединила свои усилия с Церковью Англии для сближения с Русской православной церковью.</p> 2020-07-19T01:16:28+03:00 Copyright (c) 2020 Иеродиакон Ярослав (Очканов) https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7794 Теодицея потаенного Бога: постановка вопроса 2020-07-19T13:59:35+03:00 Игорь Николаевич Зайцев theologyjournal@spbu.ru <p>В скептическом теизме широко обсуждается подход Джона Шелленберга, демонстрирующего, каким образом эпистемический скептицизм данного течения переходит в опыт потаенного Бога. Хотя этот опыт очевидным образом близок к опыту богооставленности (к сугубо религиозному опыту), тем не менее опыт потаенного Бога может вести к отрицанию теистической составляющей скептического теизма и, соответственно, к разрушению теизма (сам Шелленберг занимает атеистическую позицию). В статье рассматриваются причины атеистических тенденций внутри скептического теизма и выдвигается предложение о сохранении теистического ядра скептического теизма. Привлекается анализ теодицеи Книги Иова (основой интерпретации книги выступает концепция О. М. Ноговицына) для указания возможной причины данной атеистической тенденции. Путь преодоления внутреннего конфликта скептического теизма лежит не в отрицании атеистического компонента опыта потаенного Бога, но в удержании различения имени Бога и самого Бога. Имя Бога открывает некую истину о Боге, но важно понимать, что Бог отличен от своего имени. Бог является Иову и предъявляет себя в качестве абсолютного предшествования, или абсолютного иного — иного по отношению к своим собственным именам.</p> 2020-07-19T01:26:39+03:00 Copyright (c) 2020 Игорь Николаевич Зайцев https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7795 Психолого-теологические аспекты подготовки к таинствам покаяния и причащения в православии 2020-07-19T13:59:35+03:00 Александр Михайлович Прилуцкий theologyjournal@spbu.ru Алексей Михайлович Богачев theologyjournal@spbu.ru <p>В статье представлена попытка с позиций мультидисциплинарного подхода, включающего в себя психологическую, теологическую и философскую точки зрения, осмыслить некоторые феномены и процессы, связанные с участием православного христианина в таинствах исповеди (покаяния) и причащения, а также с соответствующей молитвенной практикой. Использованы методы анализа текстов и иных источников, глубинно-психологической интерпретации, сравнительного анализа психологических и философских концепций, анализа отдельных случаев. Предметом исследования стали переживания верующего христианина, сопровождающие сакральную коммуникацию, опосредованную подготовкой к таинствам покаяния (исповеди) и причащения, а также молитвенной практикой. Актуальность работы обусловлена стремительным сближением науки и религии, что во многих случаях приводит к усилению потребности в научном (насколько это возможно) понимании тех или иных явлений, связанных с религиозной сферой (такое понимание среди прочего выполняет функцию преодоления возможных социальных конфликтов). Практическая значимость работы обусловлена необходимостью для ряда христиан осознать психологические предпосылки и особенности подготовки к таинствам исповеди и причащения, а также участия в этих таинствах с целью повышения внутренней устойчивости и целостности. Вместе с тем такое осознание может послужить повышению уровня понимания феномена христианской веры и потребностей верующих христиан со стороны атеистов и представителей иного вероисповедания. Также в статье представлен сравнительный анализ подхода к исследуемым феноменам с позиций христианской психологии и психоанализа. Подход, примененный в предлагаемой статье, характеризуется новизной: в научной литературе не обнаружено текстов, аналогичных данному исследованию.</p> 2020-07-19T01:45:52+03:00 Copyright (c) 2020 Александр Михайлович Прилуцкий, Алексей Михайлович Богачев https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7796 Церковный суд в России: взгляд правоведа 2020-07-19T13:59:35+03:00 Юлия Владимировна Ерохина theologyjournal@spbu.ru <p>В статье предпринимается попытка рассмотреть церковный суд через призму теоретического анализа некоторых апорий церковного суда и их реализации на практике. Как правило, апории возникают на основании того, что в самом предмете или его восприятии заложены противоречия. Автор анализирует апории церковного суда, вымышленные, логически верные утверждения и суждения о природе и деятельности церковного суда, которые не могут быть реализованы на практике без разрешения противоречий. Первая апория: основа судебной деятельности церкви должна быть неизменной. Вторая апория: деятельность церковного суда должна рассматриваться вне государственной системы светского права. Обращение в статье к дореволюционному церковному и светскому праву отчасти поможет раскрыть принципы церковного судопроизводства и устройства, выявить противоречия в понимании современного церковного суда. В зависимости от соотношения церкви и государства, их взаимодействия трансформируется модель церковного суда: церковный суд — или часть судебной системы государства, или не входит в судебную систему государства. Автор приходит к выводу, что обозначенные апории церковного суда — логически верные суждения. Апории выявляют противоречия во взглядах на церковный суд со стороны церковного и светского права. Многие противоречия и трудно разрешимые вопросы обозначены еще в период проведения императором Александром II государственной судебной реформы, но не учтены в Новейшее время при создании современного церковного суда. В Положении о церковном суде присутствуют юридические категории светского права. Перед Русской православной церковью стоит задача по разрешению противоречий, связанных с природой и деятельностью церковного суда. Дается объяснение, почему рассмотренные апории церковного суда пока не могут быть практически реализованы.</p> 2020-07-19T01:56:31+03:00 Copyright (c) 2020 Юлия Владимировна Ерохина https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7797 The Gospel of Matthew within the context of Second Temple Judaism 2020-07-19T13:59:36+03:00 Carl R. Holladay theologyjournal@spbu.ru <p>В статье анализируется Евангелие от Матфея в рамках широкой литературной традиции иудаизма эпохи Второго Храма. Еврейские сочинения, созданные на территории Израиля и в диаспоре с хасмонейского периода до времени ранней империи, позволяют рассмотреть Евангелие от Матфея в социальном, политическом и теологическом контексте. Анализ некоторых аспектов иудаизма эпохи Второго Храма, а именно мессианских ожиданий, апокалиптических движений и методов толкования Писания, способствуют пониманию того, как Матфей рассказывает историю Иисуса. В трактатах Филона и Иосифа можно проследить литературные параллели, а также выявить общие направления мысли, которые необходимо учитывать при интерпретации Евангелия от Матфея. То, как Матфей подчеркивает царский статус Иисуса, законного царя из дома Давидова, в определенной мере сопоставимо с тем, как вопрос о царской власти воспринимался в хасмонейский период. Мотив царской власти важен для «Жизни Моисея» Филона, в этом тексте Моисей рассматривается как царь, законодатель, священник и пророк. В результате сравнительного анализа автор ставит вопрос: можно ли отнести Евангелие от Матфея или даже остальные три канонических Евангелия к типичному собранию еврейских писаний?</p> 2020-07-19T02:06:30+03:00 Copyright (c) 2020 Карл Роарк Холладэй https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/7798 Новая интерпретация истории русской религиозной мысли: философия религии как значимый аспект религиозной философии 2020-07-19T13:59:36+03:00 Константин Михайлович Антонов theologyjournal@spbu.ru Александр Иванович Кырлежев theologyjournal@spbu.ru <p>В конце 2019 г. вышла в свет монументальная монография доктора философских наук Константина Михайловича Антонова, заведующего кафедрой философии и религиоведения богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «“Как возможна религия?”: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX вв.», в которой прослеживается тема философии религии в русской религиозной мысли XIX–XX вв. Вниманию читателей предлагается беседа члена редколлегии журнала «Вопросы теологии» Александра Кырлежева с автором монографии. Обсуждается феномен религиозной философии как особого типа мышления, возникающего в секулярной культуре Нового времени и имеющего универсальный характер; в рамках русской традиции выявляется «единое поле философии религии», включающее теологию, науку о религии, секуляристскую критику религии и собственно религиозную философию. Акцентируется внимание на новизне исследовательского подхода автора монографии, который впервые сделал предметом рассмотрения философию религии русских религиозных мыслителей XIX–XX вв., испытавших влияние немецкой классической философии и культуры романтизма. Герои книги осуществляют философскую рефлексию в условиях ухода от религии и последующего религиозного обращения, что определяет специфику их мысли, направленной как на критику традиционного богословия, так и на формулирование собственных богословских идей. Обсуждаются субъективизм русских мыслителей, их попытки онтологизации религиозного переживания, а также их взгляды на организованную религию, устоявшиеся религиозные практики и иные религиозные традиции. В заключение проводятся параллели между спецификой русской религиозной мысли и новейшими постсекулярными тенденциями в интеллектуальной и общественной сферах. Обнаруживается актуальность русской традиции мышления о религии для осмысления современных религиозно-общественных процессов и православного богословия в целом.</p> 2020-07-19T02:23:19+03:00 Copyright (c) 2020 Константин Михайлович Антонов, Александр Иванович Кырлежев