Вопросы теологии https://theologyjournal.spbu.ru/ <p>Журнал «Вопросы теологии» — международный академический журнал по теологии. Журнал ориентирован на развитие всех направлений и областей, входящих в исследовательскую отрасль «Теология», прежде всего в том варианте, в каком она развивается в светских вузах и научно-исследовательских структурах, а также в духовных академиях.</p> ru-RU <p>Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями <a title="Лицензионный Договор" href="/about/submissions#LicenseAgreement" target="_blank" rel="noopener">Лицензионного Договора</a> с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.</p> theologyjournal@spbu.ru (Шмонин Дмитрий Викторович) theologyjournal@spbu.ru (Сбойчакова Анастасия Вячеславовна) Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 OJS 3.1.2.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 От редакции https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10612 Copyright (c) 2021 Дмитрий Викторович Шмонин https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10612 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10613 <p>Раннехристиаская гомилия «О десяти девах» на протяжении более ста лет остается спорным сочинением, так как ни один ученый не представил веских аргументов в пользу того, кто ее автор. Первая группа исследователей (например, А.Вильмарт, М.Шпелич и М.Веронезе) считает, что ее автором является святитель Викторин Петавийский — первый латинский толкователь Священного Писания. Вторая группа исследователей (например, М.Дюлаэй, Р.Гризон и Н.А.Хандога) приписывает ее Псевдо-Викторину Петавийскому — анонимному латинскому толкователю Евангелия от Матфея. В предлагаемой статье предпринимается попытка богословско-филологического анализа некоторых цитат из гомилии «О десяти девах» и подлинных творений святителя Викторина Петавийского — трактата «О сотворении мира», толкования «На Откровение» и фрагмента «О жизни Христа» — с целью выявления автора данной гомилии. Важными моментами в ответе на поставленный в названии статьи вопрос становятся христология, эсхатология и символическая аритмология, так как нет ни одного из подлинных сочинений Викторина Петавийского, в которых им не уделялось бы соответствующего внимания. Однако в гомилии «О десяти девах» эти богословские темы не получают должного раскрытия.</p> Николай Анатольевич Хандога Copyright (c) 2021 Николай Анатольевич Хандога https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10613 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 Гносеология святителя Григория Паламы в свете догмата о воплощении Христа https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10614 <p>Статья посвящена проблеме соответствия гносеологии святителя Григория Паламы учению Православной церкви. Гносеология Паламы содержит два основных тезиса, вызвавших немалые споры в&nbsp;XIV&nbsp;в. в&nbsp;Византийской империи: нетварность Фаворского света и&nbsp;познаваемость Бога по нетварным энергиям, но&nbsp;не по сущности. Для решения проблемы автор статьи обращается напрямую к&nbsp;христологическим оросам и&nbsp;другим догматическим текстам Вселенских соборов. Подобный метод в&nbsp;полном объеме еще не применялся. Как правило, «паламиты» и&nbsp; «антипаламиты» ссылались на отдельных Cвятых Отцов или уходили в&nbsp;чисто философский дискурс. При этом недостаточно учитывалось то, что в&nbsp;деяниях Вселенских соборов содержится информация для адекватной оценки гносеологии свт.&nbsp;Григория. В&nbsp;статье в&nbsp;сжатом виде излагаются основные тезисы свт.&nbsp;Григория, одобренные на Поместном соборе 1351&nbsp;г. в&nbsp;Константинополе, и&nbsp;затем сопоставляются с&nbsp;оросом Халкидонского собора. Тексты следующих Вселенских соборов рассматриваются как уточняющие Халкидонский орос. Также проанализированы в&nbsp;общих чертах и&nbsp;взгляды основных оппонентов свт.&nbsp; Григория XIV&nbsp; в. Особое внимание уделено значению ключевых терминов в&nbsp;догматических текстах. Не обойден стороной и&nbsp;философский аспект проблемы: изложен один из&nbsp;аргументов свт.&nbsp;Григория в&nbsp;пользу нетварности Фаворского света, основанный на представлении о&nbsp;неспособности человеческой природы испускать свет. В&nbsp;результате проделанного исследования установлено, что оба тезиса свт.&nbsp;Григория противоречат учению Вселенских соборов о&nbsp;познании Христа. Вместо сомнительной, восходящей к&nbsp;мистике неоплатонизма гносеологии свт.&nbsp;Григория Вселенские соборы предлагают познавать божество Троицы нераздельно с&nbsp;плотью Христа и&nbsp;не только по энергиям, но&nbsp;по сущности и&nbsp;ипостаси. Что же касается естественно-научного аргумента свт.&nbsp;Григория, то он опровергается данными современной науки, которая доказала существование биофотонов. Это открытие, по мнению автора, не противоречит христологии Вселенских соборов, а&nbsp;только подтверждает ее.</p> Илья Николаевич Луковцев Copyright (c) 2021 Илья Николаевич Луковцев https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10614 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 Interrelation between anthropology and psychology in the works of St. Theophan the Recluse https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10615 <p>The works of bishop Theophan (Govorov) the Recluse on Christian ethics are considered fundamental in studying the history of the formation of Christian psychology in Russia. The style, narrative and vocabulary of the works echo his Russian edition of the “Philokalia”. However, contrary to the common perception that Saint Theophan the Recluse thought exclusively in the language of Holy Fathers, the present study provides examples showing that the saint borrowed some ideas from the classical German philosophy of romanticism. Under the influence of his teachers from the Kiev Theological Academy (P.A.Avsenev), he addresses the subject of the “human spirit”. Arguing with representatives of natural philosophy, whose names he does not mention, Theophan asserts that the spirit is the highest faculty of human nature, the breath of life, the image of God, which enables man to communicate with the Creator. For St.&nbsp; Theophan, as for many other academic scholars of the mid-19th century, “moral philosophy”, “anthropology” and “psychology” were interchangeable concepts. As shown in this study, in matters of psychology and pedagogy, the reflections of Theophan the Recluse are based on the same model that was actively developed by the philosophers of modern times (Schelling, Hegel). Despite serious worldview differences in relation to religion, Saint Theophan reads, filters and continues to develop some ideas that originated in German philosophy.</p> Hieromonk Iriney (Pikovskiy) Copyright (c) 2021 Hieromonk Iriney (Pikovskiy) https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10615 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 Реконструкция стратегий аргументации в конфессиональной полемике рубежа XVI–XVII веков о возможности естественной теологии https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10616 <p>Статья посвящена проблеме возможности естественной теологии, как она понималась в&nbsp;рамках дискуссии между католиками и&nbsp;протестантами на рубеже XVI–XVII&nbsp;вв. Актуальность темы определяется тем, что, с&nbsp;одной стороны, категория «естественная теология» (theologia naturalis) в&nbsp;обеих конфессиональных традициях аккумулировала множество богословских и&nbsp; философских смыслов, будучи для некоторых традиций системообразующей категорией, идентифицирующей отношение положение тех или иных построений в&nbsp;характерном для эпохи раннего Нового времени комплексе знаний; с&nbsp; другой стороны, она образовывала очаг напряжения, вокруг которого выстраивались аргументы за и&nbsp;против принципиальных решений в&nbsp;области онтологии, гносеологии, антропологии и&nbsp;пр. Таким образом, проблема естественной теологии, ее возможности, состава и&nbsp;связи с&nbsp;теологией откровения (theologia revelata) представляют фундаментальный фактор развития конфессиональной мысли раннего Нового времени. Акцент сделан на изучении способов концептуализации понятия естественной теологии, поскольку указанный фактор определял, какую стратегию аргументации избирает тот или иной мыслитель, обосновывая положительную или отрицательную оценку значе[1]ния данной проблемы. Особенность предложенного подхода состоит в&nbsp;рассмотрении того, как трактовалась сама возможность естественной теологии в&nbsp;рамках конкретной стратегии аргументации (в&nbsp;частности, в&nbsp;произведениях У.Эймса), что позволило выявить аутентичное понимание объема и&nbsp; структуры данной области знания, свойственное авторам рубежа XVI–XVII&nbsp; вв., а&nbsp;также описать способы систематизации разнообразных аргументов в&nbsp;единую стратегию положительной или отрицательной оценки феномена естественной теологии.</p> Родион Валентинович Савинов Copyright (c) 2021 Родион Валентинович Савинов https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10616 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 По дороге в Эммаус: благая весть в эпоху постмодерна https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10617 <p>В статье исследуется проблема сопоставления основных посылок философии постмодерна и&nbsp;религиозного мировоззрения, в&nbsp;частности христианского вероучения. Выявляется эвристический потенциал концепции «кенозиса» в&nbsp; работах итальянского философа Джанни Ваттимо применительно к&nbsp; интерпретации истории философии одновременно в&nbsp;контексте христианского вероучения и&nbsp; философии постмодерна. В&nbsp; рамках христианского вероучения кенозис означает «истощание» Бога как Его добровольное нисхождение в&nbsp;мир через воплощение и&nbsp;крестную смерть ради спасения людей. Это специфически христианский тезис, тесно связанный с&nbsp; уникальными положениями христианской теологии, антропологии и&nbsp;сотериологии. Джанни Ваттимо считает возможным использовать понятие «кенозис» в&nbsp;качестве основы для понимания соотношения христианства и&nbsp; постмодерна, поскольку именно в&nbsp;перспективе Божественного «истощания» раскрывается подлинная природа христианской благой вести, не сводимая к&nbsp;онтотеологическому метанарративу. В&nbsp;статье также предлагается концепция исторической интерпретации Евангелия в&nbsp;работах современного британского библеиста Николаса Томаса Райта в&nbsp;качестве одной из&nbsp;возможных стратегий экспликации точек пересечения между философией постмодерна и&nbsp;христианской теологией. Делается вывод о&nbsp;том, что утверждение об антагонизме и&nbsp;несовместимости постмодерна и&nbsp;христианства является поверхностным и&nbsp;данная тема нуждается в&nbsp;более внимательном и&nbsp;всестороннем исследовании.</p> Екатерина Борисовна Хитрук Copyright (c) 2021 Екатерина Борисовна Хитрук https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10617 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 Современные проблемы миссионерской работы среди самодийских народов https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10618 <p>В статье рассматривается одна из&nbsp;наиболее важных традиций самодийских народов, которая осложняет миссию Русской православной церкви,&nbsp;— употребление в&nbsp; пищу свежей крови молодого оленя. Эта традиция относится к&nbsp;практике жертвоприношений, поэтому не может быть принята церковью, так как существует канонический запрет на вкушение крови. Таким образом, возникает проблема, которая препятствует успешной миссии среди самодийских народов. Однако, несмотря на запрет, существует и&nbsp;современная медицинская оценка употребления крови животных человеком, в&nbsp; соответствии с&nbsp;которой признается определенная польза крови как элемента питания. Государство, в&nbsp;свою очередь, заинтересовано в&nbsp;том, чтобы поддерживать традиционный образ жизни ненцев. В&nbsp;статье констатируется, что указанный запрет проник в&nbsp; новозаветное христианство под влиянием иудеохристиан. Авторы предлагают новую стратегию миссионерской работы среди самодийцев, которая будет возможна, если Архиерейский собор примет решение о&nbsp;послаблении соответствующих канонических запретов для самодийцев.</p> Ольга Львовна Церпицкая, иерей Даниил Яковов Copyright (c) 2021 Ольга Львовна Церпицкая, иерей Даниил Яковов https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10618 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 Православное военное духовенство в Первой мировой войне https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10619 <p>Статья посвящена рассмотрению роли военных священников в&nbsp;годы Первой мировой войны. С&nbsp; приходом христианства на территорию Киевской Руси власти получили мощный инструмент патриотического воспитания. Позднее он стал активно использоваться для мотивации и&nbsp;стимулирования процессов отстаивания гражданской позиции перед внешним врагом, а в&nbsp;ходе военных действий служил механизмом призыва военной интеллигенции, рядовых солдат, простых граждан к&nbsp; борьбе за Родину, семью и&nbsp; русскую землю. Однако среди современных исследователей отсутствует единая точка зрения на роль военного духовенства в&nbsp;Первой мировой войне, причем мнения о&nbsp;значении военного духовенства в&nbsp;указанный исторический период расходятся кардинальным образом. В&nbsp; ходе анализа установлено, что участие военного духовенства в&nbsp;Первой мировой войне имело как положительное, так и&nbsp;отрицательное влияние на поддержание боевого духа, патриотического настроя у&nbsp;военнослужащих Российской империи, на их самоотверженность и&nbsp;желание во чтобы то ни стало защитить Родину. Несмотря на негативные тенденции во влиянии духовенства в&nbsp;годы Первой мировой войны, что обусловливалось комплексом дополнительных внешних и&nbsp;внутренних факторов разложения этого института на тот момент, нельзя отрицать неоценимый вклад военного духовенства в&nbsp;достижения России в&nbsp;Первой мировой войне.</p> Иерей Георгий Безик Copyright (c) 2021 Иерей Георгий Безик https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10619 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300 Великая Отечественная война и Русская православная церковь на страницах «Журнала Московской патриархии» в 1943–1945 годах https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10620 <p>В статье представлен анализ материалов «Журнала Московской патриархии» за 1943–1945 гг., посвященных Великой Отечественной войне и позиции Русской православной церкви по отношению к ней. Выделены четыре основных блока материалов: официальная хроника войны, освещение военных событий и положения церкви в условиях военных действий; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи по тому или иному вопросу, связанному с войной. Большое значение имеет не только освещение хроники, но и поддержка в условиях продолжавшейся войны, которую оказывали верующим патриарх Сергий (Страгородский), митрополит (с февраля 1945 г. — патриарх) Алексий (Симанский), митрополит Николай (Ярушевич). В «Журнале Московской патриархии» борьба с немецкими захватчиками расценивалась как борьба со слугами дьявола. Сообщения с мест свидетельствовали об ущербе, нанесенном гитлеровцами не только церкви, но и мирному населению. В середине 1940-х годов «Журнал Московской патриархии» стал тем изданием, в котором Русская православная церковь могла выразить свое отношение к событиям и продемонстрировать единство с народом, что было необходимым в условиях войны.</p> Артем Александрович Копылов Copyright (c) 2021 Артем Александрович Копылов https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10620 Пт, 02 апр 2021 00:00:00 +0300