Зачем церкви религиоведение?

Авторы

  • Константин Михайлович Антонов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.404

Аннотация

В статье, обращенной как к деятелям церковного образования и науки, так и к участникам религиоведческого научного сообщества, предлагаются аргументы в пользу развития академического религиоведения в качестве образовательной и исследовательской практики в церковных вузах. Автор обрисовывает свое видение проблемной ситуации в области научных дисциплин, изучающих религию, указывает на традиционный характер обращения церкви к светскому гуманитарному знанию. С точки зрения категорий сущего/должного и общего/единичного уточняется взаимное отношение теологии и религиоведения как смежных дисциплин. Выявляется набор предметных областей, конкретных целей и задач церковно-значимых религиоведческих исследований, круг их потенциальных заказчиков-потребителей в церкви. Обсуждаются формы его междисциплинарного взаимодействия с теологическим знанием. По мнению автора, религиоведческие исследования, с одной стороны, обладают собственной ценностью, а с другой — способны принести вполне конкретную пользу в рамках анализа конкретных, нуждающихся в эффективном разрешении проблемных ситуаций. В этой перспективе предметность религиоведческого знания структурируется в виде системы концентрических кругов: святость, являемая в людях и артефактах, церковная иерархия (епископат, священство, монашество), воцерковленные миряне, православные по самоопределению, традиционные религии, нетрадиционная религиозность, история и современное состояние религии в целом. В заключение выделяются основные функции религиоведческого знания в рамках церковной жизни: исследовательская, образовательная, экспертно-консультационная, миссионерско-апологетическая — и предлагается общая характеристика особенностей этого знания. Ставится вопрос о соотношении академичности и церковности в процессе его получения в перспективе его общезначимости. Автор критикует популярную идею «православного религиоведения», обсуждает различные формы взаимодействия церковных и светских ученых, возможности для неавторитарных форм взаимодействия церковной иерархии и священноначалия с церковным научным сообществом, обосновывает необходимость увеличения количества исследовательских и образовательных религиоведческих институций (кафедр, исследовательских центров) в церкви. Ключевые слова: религиоведение, теология, церковь, святость, социология религии, психология религии, история религии, академизм.

Ключевые слова:

религиоведение, теология, церковь, святость, социология религии, психология религии, история религии, академизм.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Aleksin K. V. (2017) “Elusive Priest: Transformation of the Russian Orthodox Church’ Normative Discourse on Presbyter Ministry”, in Svet Khristov prosveshchaet vsekh: Al’manakh Sviato-Filaretovskogo pravoslavno-khristianskogo instituta, no. 24, pp. 136–169. (In Russian)

Aleksin K. V. (2018) “‘Liturgists’ and ‘Specialists’: Has the ‘New’ Priest Replaced the Traditional One?”, in Khristianskoe chtenie, no. 6, pp. 157–171. (In Russian)

Aleksin K. V., Krikhtova T. M. (2016) “Specification of Orthodox Priests’ Social Roles: Empirical Study”, in Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii, vol. 17, no. 4, pp. 75–87. (In Russian)

Antonov K. M. (2007) “Review of the book ‘Methodological issues in Religious Studies’ by A. N. Krasnikov”, in Religiovedenie, no. 4, pp. 172–176. (In Russian)

Antonov K. M. (2017) “Do we need ‘to fight against sects’? Reflections on the Church’s work in the field of non-conventional religiosity”, in Sektovedenie, vol. 6, pp. 18–44. (In Russian)

Antonov K. M. (2018) “‘Sectarian’ Discourse and Analysis of the Imaginary as a Tool of Critical Analysis”, in Religiovedcheskie issledovaniia, no. 2 (18), pp. 97–104. (In Russian)

Antonov K. M. (2020) “How is Religion Possible?” Philosophy of Religion and Philosophical Problems of theology in Russian Religious Thought of the 19th–20th century, part 1. Moscow, St. Tikhon’s University Publ. (In Russian)

Bulgakov Sergey N. (1994) The Unfading Light. Moscow, Respublika Publ. (In Russian)

Chesnokova V. F. (2005) Close way: The process of churching the population of Russia at the end of the 20th century. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Emel’ianov N. N., prot. (2019) “The Harvest Truly is Plentiful, but the Laborers are Few”: The Problem of Cooperation between Clergy and Laity in Contemporary Russia. Moscow, St. Tikhon’s University Publ. (In Russian)

Fedotov G. P. (2000–2004) Sobranie sochinenii, in 12 vols, vol. 8: Saints of Ancient Russia; vol. 10: Russian Religious Mind, part 1; vol. 11: Russian Religious Mind, part 2. Moscow, Martis Publ. (In Russian)

Firsov S. L. (2011) On the scales of faith. A Century-Long Way: From the Communist Religion to the New “Saints” of Post-Communist Russia. St. Petersburg, Vita Nova Publ. (In Russian)

Geertz C. (2004) “Religion as a Cultural System”, in Geertz C. Interpretatsiia kul’tur. Moscow, ROSSPEN Publ., pp. 104–148. (In Russian)

Gipp K. S., Epikhina E. A. (2015) “Religious beliefs of the present-day population of the Ugra Peninsula”, in Gumanitarnoe prostranstvo: mezhdunarodnyi al’manakh, vol. 4, no. 5, pp. 850–862. (In Russian)

Ivanovskij N. I. (1896) “Where and how to start studying sectarianism”, in Missionerskoe obozrenie, no. 1–4, pp. 1–14. (In Russian)

Knorre B. K. (2020) “From the concept of “just war” to the ideas of “holy war”. Militaristic aspects of Orthodox fundamentalism, anti-ecumenism in the context of a mobilization pattern”, in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom. (In print). (In Russian)

Kolkunova K. A., Malevich T. V., Kozhevnikov Denis D. (2017) “God as a Causal Agent: Religious Attribution in Orthodox Context”, in Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia, vol. 13, no. 3, pp. 60–70. https://doi.org/10.17759/chp.2017130308. (In Russian)

Kolkunova K. A., Malevich T. V., Kozhevnikov D. D. (2017) “Orthodox Representations of God and Implicit Anthropomorphic Reasoning”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. I. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, iss. 74, pp. 67–90. https://doi.org/10.15382/sturI201774.67-90. (In Russian)

Krasnikov A. N. (2007) Methodological Problems of Religious Studies. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Krikhtova T. M. (2018) “Methodological features of the field study of the time budget of Orthodox priests”, in Religiovedcheskie issledovaniia, no. 1 (17), pp. 110–121. (In Russian)

Krihtova T. M. (2019) “Distribution of working time among modern Orthodox priests”, in Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, no. 3, pp. 223–238. (In Russian).

Malevich T. V. (ed.) (2017) Contemporary Western Psychology of Religion. A Reader. Moscow, St. Tikhon’s University Publ. (In Russian)

Martinovich V. A. (2016) “Identification of Sectarianism”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. I. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, iss. 2 (64), pp. 75–89. https://doi.org/10.15382/sturI201664.75-89. (In Russian)

Martinovich V. A. (2018) Sectarianism: Emergence and Migration. Moscow, Poznanie Publ. (In Russian)

Orekhanov G. L., Kolkunova K. A. (2017) ‘Spirituality’: Discourse and Reality. Moscow, St. Tikhon’s University Publ. (In Russian).

Prutskova E. V. (2017) “Religiosity and Basic Values of Russian Citizens (based on the European Social Survey and the All-Russian Orthodox Monitor)”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. I. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, iss. 72, pp. 126–143. https://doi.org/10.15382/sturI201772.126-143. (In Russian)

Prutskova E. V., Markin K. V. (2017) “Typology of Orthodox Russians: the Problem of Constructing a Generalized Religiosity Indicator”, in Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 8, pp. 95–105. https://doi.org/10.7868/S0132162517080116. (In Russian)

Samarina T. S. (2016) “Friedrich Heiler’s Phenomenology of Religion”, in Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7. Filosofiia, no. 2 (32), pp. 22–33. https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.2.3. (In Russian)

Sinelina I. Iu. (2006) “Dynamics of church joining among the Orthodox”, in Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 11, pp. 89–97. (In Russian)

Tokarev S. A. (2005) Religion in the History of Peoples of the World. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Torchinov E. A. (1998) Religions of the world. Experience of Transcendence. Psychotechnics and Transpersonal States. St. Petersburg, Tsentr “Peterburgskoe vostokovedenie” Publ. (In Russian)

Ugrinovich D. M. (1985) Introduction to Religious Studies. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Vasilii Velikii, svt. (2018) Message to the Youths on the Benefits of Greek Books. Moscow, “Grekolatinskii cabinet” Iu. A. Shichalina Publ. (In Russian)

Zelinskii F. F. (1996) The Opponents of Christianity. Moscow, Shkola-Press Publ.

Zubov A. B. (2018) Prehistorical and Nonhistorical Religions. History of Religions. St. Petersburg, Ripol Klassik Publ. (In Russian).

Zygmont A. I. (2014) “The Concept of Violence in the Russian Orthodox Discourse in the Post-Soviet Period”, in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, no. 3, pp. 117–145. (In Russian)

Zygmont A. I. (2016) “Contemporary Parish Milieu as the Community in the Situation of the Sacrificial Crisis”, in Religiovedcheskie issledovaniia, no. 1 (13), pp. 151–189. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2020

Выпуск

Раздел

Исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)