Методы академической теологии: pro et contra Пауля Тиллиха

Авторы

  • Священник Алексей Васильев Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2 https://orcid.org/0000-0002-8519-251X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.304

Аннотация

В статье анализируются специальные аспекты методологии теологии, детерминированные необходимостью разработки собственного метода православной академической теологии. Специфика предмета теологии как новой научной дисциплины, введенной в российское образовательное пространство, с возможностью получения научных степеней по специальности, а следовательно, с обращением к фундаментальным основаниям научного знания предполагает и обращение к методологическим парадигмам гуманитарных и естественных наук, уже получившим научное обоснование и признание. Специфическим «местом встречи» теологии и гуманитаристики в середине ХХ в. становится академическая парадигма теологии культуры, позволяющая разрабатывать методологические подходы, трактующие реальность культуры через богословие. При подобном дискурсе исследований имеет значение не разница конфессиональных подходов, а единое понимание сущности культуры, чем обеспечивается научный принцип универсальности научного познания. Зарубежный опыт методов теологии культуры включает в себя несколько авторских разработок. В статье рассматривается метод корреляции Пауля Тиллиха, представленный им в трех томах «Систематической теологии» (1951–1963). Проанализированы два систематических постулата, на основе которых Тиллих выстраивает свою теологию: онтология и культура. Метод корреляции позволяет структурировать содержание богословия в отношении сосуществования двух фактов бытия: божественного (нетварного) и человеческого (сотворенного). Гуманитарный потенциал метода корреляции позволяет ученому-теологу сопоставить богословские и гуманитарные ряды понятий в широкой парадигме научно-богословских исследований с учетом достижений современной науки и без искажения полноты православной догматики, основанной на учении об ипостаси. Следование догматам Церкви во время реализации метода корреляции обеспечивается соблюдением антиномичности теологических суждений, опирающихся на догматы Вселенских соборов, когда теологические исследования основаны на учениях о единосущии ипостасей и ипостасном единстве несовместимых природ.

Ключевые слова:

академическая теология, метод теологии, богословие и культура, ипостась, единосущие ипостасей, догматы Вселенских соборов, антиномия, антиномирование

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bavrina A. P., Borisov I. B. (2021) “Modern rules for the application of correlation analysis”, in Meditsinskii al’manakh, no. 3 (68), pp. 70–79. (In Russian)

Bergman S. (1999) Nature-liberating spirit: Trinitarian cosmology of Grigory Nazianzin in the light of an ecological liberation theology. Arkhangelsk, Izdatel’stvo Pomorskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M. V. Lomonosova Publ. Available at: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/305/134/index.htm (accessed: 24.02.2023). (In Russian)

Florenskii P. A. (2003) The Pillar and the affirmation of Truth: The experience of orthodox theodicy. Moscow, AST Publ. (In Russian)

Frank S. L. (2007) The incomprehensible: An ontological introduction to the philosophy of religion. Moscow, AST Publ., Khranitel Publ. (In Russian)

Larin Yu. V. (2004) Worldview and methodological foundations of understanding culture: The problem of conceptualization. Dr. Sci. Thesis in Philosophy. Tyumen, Tiumenskii gosudarstvennyi institut iskusstv i kul’tury. (In Russian)

Leyva E. S. (2017) “To the theology of culture Paul Tillich: The problem of demarcation of the ‘sacred’ and ‘secular’”, in Bogoslovskie razmyshleniia, no. 18. pp. 82–96. (In Russian)

Ott L. (2011) The main provisions of Catholic dogma. Transl. from the 10th German ed. [S. l., S. n.] (In Russian)

Panagiotis K. H. (1980) Rev. Maxim Confessor on the infinity of man. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/prepodobnyi_Maksim_Ispovednik_o_beskonechnosti_cheloveka/#note50 (accessed: 05.09.2024). (In Russian)

Pimenov S. S. (2006) “The Protestant principle of Paul Tillich (ontological aspect)”, in Istoriko-filosofskii ezhegodnik, pp. 265–282. Moscow, Institut filosofii Rossiiskoi Akademii nauk Publ., Nauka Publ. (In Russian)

Pimenov S. S. (2013) Dr. Paul Tillich: On tradition, novelty and theological effort. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Tikhomirov A. V. (2014) “The protestant principle” by Paul Tillich and the question of the truth of the church. Available at: https://luther-theology.ru/resources/it8e-88905d905742488933a33e159e63ae/14f936709d3947c9b1f9f336c47e1712.pdf (accessed: 05.09.2024). (In Russian)

Tillich P. (1995) Selected works: Theology of culture. Moscow, Iurist Publ. (In Russian)

Tillich P. (2000) Systematic theology. In 3 vols. Rus. ed. Moscow; St. Petersburg, Universitetskaia kniga Publ. (In Russian)

Vasil’ev A. A. (2022) “Russian textbooks of dogmatic theology: Features of the study of the dogmas of the Church”, in Trudy Barnaul’skoi dukhovnoi seminarii: Bogoslovie. Istoriia. Kul’tura, iss. 11, pp. 78–88. (In Russian)

Vasilyev N. A. (1912–1913) “Logic and meta-logic”, in Logos, books 1–2, pp. 53–81. Moscow, Tipografiia Tovarishchestva A. A. Levenson Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.10.2024

Выпуск

Раздел

Исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)