«Абсолютное Я» и «абсолютное» в философии Иоганна Готлиба Фихте
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.306Аннотация
В представленной статье речь идет о соотношении понятий «абсолютное Я» и «абсолютное» в философии Иоганна Готлиба Фихте и связи последней с верой и религией. Указанные понятия играют роль принципа его философии в ранний и поздний период творчества соответственно. Тема статьи релевантна вопросам религии и теологии в первую очередь в том плане, что в традиции истолкования учения Фихте закрепились два представления. Во-первых, принцип «абсолютного Я» трактуется в качестве субъективно-идеалистического, в силу чего Фихте в ранний период творчества вне и над знанием должен был полагать предмет веры. Во-вторых, многие исследователи придерживаются представления о том, что в поздний период творчества Фихте переходит к религиозно мотивированному философствованию, что выражается в смене в его учении принципа «абсолютного Я» принципом «абсолютного», являющимся философским эквивалентом понятия Бога. В первой части статьи на основе текстов самого Фихте показывается неудовлетворительность указанных представлений и тождественность содержания понятий «абсолютного Я» и «абсолютного» у Фихте. Далее демонстрируется, что тождественным содержанием данных понятий является безусловная первопричина как бытия, так и познания. С самого начала своего творчества Фихте стремился к тому, чтобы постичь истинную природу первоначала и тем самым вскрыть собственную определенность предмета религиозной веры. По мысли Фихте, его философия должна преодолеть ограниченность предшествовавших ей богословских учений в вопросах о сущности первопричины, Божественного творения и возможности ее познания, а потому, по сути, представляет собой опыт создания новой теологии.
Ключевые слова:
Иоганн Готлиб Фихте, абсолютное Я, абсолютное, религия, вера, теология, наукоучение
Скачивания
Библиографические ссылки
Aristotle (1976) “The Metaphysics”, in Aristotle. Sochineniia. In 4 vols. Vol. 1, pp. 63–368. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (1834–1835) Nachgelassene Werke. 3 Bände. Bonn, Adolph-Marcus Verlag.
Fichte J. G. (1845–1846) Sämmtliche Werke. 8 Bände. Berlin, Veit & Comp Verlag.
Fichte J. G. (1968) Briefe. Leipzig, Philipp Reclam jun Verlag.
Fichte J. G. (1962–2012) Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Stuttgart, Bad Cannstatt, Frommann-Holzboog Verlag.
Fichte J. G. (1986) Wissenschaftslehre 1804 (2). Hamburg, Meiner Verlag.
Fichte J. G. (1993a) “Foundations of the Entire Science of Knowledge”, in Fichte J. G. Sochineniia. In 2 vols. Vol. 1, pp. 65–338. St. Petersburg, Mifril Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (1993b) “The Vocation of Man”, in Fichte J. G. Sochineniia. In 2 vols. Vol. 2, pp. 65–224. St. Petersburg, Mifril Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (1993c) “First Introduction to the Wissenschaftslehre”, in Fichte J. G. Sochineniia. In 2 vols. Vol. 1, pp. 443–476. St. Petersburg, Mifril Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (1993d) “The Characteristics of the Present Age”, in Fichte J. G. Sochineniia. In 2 vols. Vol. 2, pp. 359–618. St. Petersburg, Mifril Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (1993e) “Concerning the Conception of the Science of Knowledge Generally”, in Fichte J. G. Sochineniia. In 2 vols. Vol. 1, pp. 7–64. St. Petersburg, Mifril Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (2000) Wissenschaftslehre 1801. Russ. ed. Moscow, Logos, Progress Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (2006) The System of Ethics according to the Principles of the Wissenschaftslehre. Wissenschaftslehre 1805. Wissenschaftslehre 1813. Wissenschaftslehre 1814. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)
Fichte J. G. (2012) “On the Foundation of Our Belief in a Divine Government of the Universe”, in Ivanenko A. A. Philosophy as Wissenschaftslehre: the genesis of the scientific method in the works of J. G. Fichte, pp. 296–312. St. Petersburg, Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
Fichte J. G. (2014) Foundations of Natural Right. Moscow, Kanon+ Publ. (In Russian)
Gloy K. (2000) “Fichtes Dialektiktypen”, in Fichte-Studien . Bd. 17: Die Spätphilosophie J. G. Fichtes, pp. 103–126. Amsterdam, Rodopi.
Hegel G. W. F. (1801) Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie in Beziehung auf Reinholds Beyträge zur leichtern Übersicht des Zustands der Philosophie zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts, 1stes Heft. Jena, Seidler.
Hegel G. W. F. (1802) “Glauben und Wissen oder die Reflexionsphilosophie der Subjektivität, in der Vollständigkeit ihrer ormen, als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie”, in Kritisches Journal der Philosophie, Bd. II, Stück 1.
Hegel G. W. F. (1986) Jenaer Kritische Schriften (III). Glauben und Wissen oder die Reflexionsphilosophie der Subjektivität, in der Vollständigkeit ihrer Formen, als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie. Hamburg, Meiner.
Hegel G. W. F. (1994) Lectures on the History of Philosophy. St. Petersburg, Nauka Publ. (In Russian)
Hegel G. W. F. (2016) “Faith and Knowledge or the Reflective Philosophy of Subjectivity in the Complete Range of its Forms as Kantian, Jacobian, and Fichtean Philosophy”, in ESSE: Studies in Philosophy and Theology, vol. 1, no. 1, pp. 98–99. (In Russian)
Henrich D. (2001) Selbstverhältnisse. Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart, Philip Reclam.
Janke W. (2000) “Besonnenheit. Der philosophiegeschichtliche Ort von Fichtes Spätphilosophie”, in Fichte-Studien. Bd. 17: Die Spätphilosophie J. G. Fichtes, pp. 1–18. Amsterdam, Rodopi.
Lauth R. (1987) Hegel vor der Wissenschaftslehre. Mainz, Stuttgart, Steiner Verlag.
Meister Eckhart (2001) Selected sermons and treatises. St. Petersburg, Tserkov’ i kul’tura Publ. (In Russian)
Plato (1990) “First Alcibiades”, in Plato. Sobranie sochinenii. In 4 vols. Vol. 1, pp. 220–267. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)
Seyler F. (2014) Fichtes “Anweisung zum seligen Leben”. Ein Kommentar zur Religionslehre von 1806. Freiburg, München, Karl Alber Verlag.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.