Историческая традиция и современная архитектура православного храма: художественный образ и структура смыслов

Авторы

  • Швидковский Дмитрий Олегович Московский архитектурный институт (Государственная академия), Российская Федерация, 107031, Mосква, ул. Рождественка, 11
  • Ревзина Юлия Евгеньевна Московский архитектурный институт (Государственная академия), Российская Федерация, 107031, Mосква, ул. Рождественка, 11

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.402

Аннотация

Статья посвящена одной из насущных проблем храмового строительства в современной России — осмыслению художественного образа вновь возводимых церквей и определению содержательных смыслов их архитектуры. В наши дни зодчие, заказчики и прихожане опираются преимущественно на традиционные подходы к созданию новых церквей. В то же время многие архитекторы пытаются найти смысловые и художественные построения, утверждая, что так они смогут передать именно сегодняшние чувства и размышления верующих. Не менее важным вопросом остается определение культурного кода современного российского церковного строительства. Священноначалие, верующие и ряд ученых исходят из представления о неповторимой идентичности русского православного зодчества. Всеми отмечается приверженность русских зодчих к крестово-купольной системе построения пространства, существующей более тысячи лет. Узнаваемый художественный образ церквей опирается на круг образцов «русского узорочья» времени царя Алексея Михайловича и их интерпретацию в неорусском стиле XIX — начала ХХ в. В статье подчеркивается, что национальная идентичность в русском церковном зодчестве — не совокупность имманентных качеств, а исторический процесс многовекового накопления художественных свойств и формирования смыслов, насыщающих архитектуру. Желательно обращаться ко всему творческому и содержательному богатству развития русских православных храмов, а новаторство в данный момент лучше искать изнутри традиционных образов и смыслов, освященных опытом церкви. Это позволит создавать сопоставимые с наследием православия храмы новой эпохи, глубже проникать в семантику архитектурных традиций.

Ключевые слова:

архитектура, церковь, традиция, идентичность, образ, смысл, новый стиль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Brumfield W. (1993) A History of Russian architecture. Cambridge, Cambridge University Press.

Glushkov N. F. (1801) Travel handbook. St. Peterbourg, Imperatorskaia tipografiia Publ. (In Russian)

Grabar’ I. E. (1910–1913) History of Russian art. In 6 vols. Moscow, Izdatel’stvo I. Knebelia Publ. (In Russian)

Gumilev N. S. (2017) Word. Moscow, Eksmo Publ. (In Russian)

Ikonnikov A. V. (1990) A thousand years of the Russian architecture. Moscow, Stroiizdat Publ. (In Russian)

Kartashev А. V. (1991) Outline of the history of Russian church. In 2 vols. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Kiritchenko E. I. (2020) Russian style. Moscow, BukMarkt Publ. (In Russian)

Kovalenskiy М., comp. (1916) Moscow in history and literature. Moscow, Universal’naia biblioteka Publ. (In Russian)

Krassovsky M. V. (1916) Textbook on the history of Russian architecture. In 2 parts, part 1: Timber Architecture. Petrograd, Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil’borg Publ. (In Russian)

Lissovsky V. G. (2009) Architecture of Russia 18th — beginning of 20th centuries. The search of National Style. Moscow, Belyi gorod Publ. (In Russian)

Mango C. (1985) Byzantine architecture. Milan, Electa Publ. (In Russian)

Murray C. (2012) Sharawadgi. The Romantic return to nature. San Francisco, International Scholars Publ. (In Russian)

Obolensky D. (1998) Byzantine Commonwealth. Moscow, Ianus Publ. (In Russian)

Ousterhout R. (2019) Eastern medieval architecture. The building traditions of Byzantium and neighbouring lands. Cambridge, Cambridge University Press.

Pavlinov M. A. (1894) History of Russian architecture. Moscow, I. P. Kushnerov Co Publ.

Perouse de Montclos J.-M. (1982) L’Architecture à la française, du milieu du XVe à la fin du XVIIIe siècle. Paris, Picard Publ.

Pevsner N., sir (1956) The Englishness of English art. New York, Praeger Publ.

Settis S. (2006) The Future of the classics. Cambridge, Malden, MA, Polity Press.

Shvidkovsky D. (2004) Russian Architecture and the West. New Haven, London, Yale University Press.

Shvidkovsky D. O. (2016) Architecture of the Russian classicism in the time of Catherine the Great. Arkhitektura-С Publ. (In Russian)

Shvidkovsky D. O. (2016) Historic development of the Russian Architecture. Moscow, Arkhitektura-С Publ. (In Russian)

Shvidkovsky D. O. (2018) Russian church architecture on the eve of the revolution. Moscow, Arkhitektura-С Publ. (In Russian)

Sultanov N. V. (1896) History of Architecture. Western Europe, Orient and Russia. St. Petersburg, R. Golike Publ. (In Russian)

Taranovskaya M. Z. (1980) Karl Rossy. Leningrad, Stroiizdat Publ. (In Russian)

Watkin D. (1982) The English vision. Picturesque in architecture, landscape design and gardens. London, John Murray Publ.

Wölfflin H. (1934) Italian Renaissance and German sense of form. Rus. ed. Leningrad, Izogiz Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2021

Выпуск

Раздел

Теология: прикладные аспекты