Антропологические концепции Пелагия и Иоанна Кассиана Римлянина
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.304Аннотация
Статья представляет собой сравнительный анализ антропологических построений марсельского богослова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и британского монаха Пелагия. В исследовании обосновывается необходимость тщательного пересмотра устоявшихся в западном мире доктринальных оценок, согласно которым Иоанн Кассиан является представителем так называемого полупелагианского богословия. Негативное именование Кассианова богословия, включавшее в себя имя еретика Пелагия, сохранялось на Западе в течение многих столетий и только недавно стало подвергаться кардинальной переоценке такими видными исследователями, как Августин Кэсидей, Дональд Фернберн, Оуэн Чедвик. По мнению автора статьи, главной причиной тенденциозной оценки наследия Кассиана в истории западного богословия является то, что оно зачастую рассматривалось через призму пелагианской полемики и поэтому приравнивалось к своеобразному варианту пелагианства, т. е. к полупелагианству. Новейшие исследования, раскрывающие творчество Кассиана как аскетическую традицию, позаимствованную им от восточно-христианской мысли, где равноценное значение имеют и божественная благодать, и личные человеческие усилия, демонстрируют несостоятельность прежнего подхода к оценке его основных богословских положений. Автор показывает, что антропология и сотериология Иоанна Кассиана значительно дистанцированы от пелагианских теологических постулатов и по своим основным богословским положениям намного ближе к взглядам блж. Августина.
Ключевые слова:
спасение, предопределение, первородный грех, воля, благодать, пелагианство, синергизм
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.