Антропологические концепции Пелагия и Иоанна Кассиана Римлянина

Авторы

  • Артур Романович Антонян Донская духовная семинария, Российская Федерация, 344033, Ростов-на-Дону, ул. Всесоюзная, 196; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.304

Аннотация

Статья представляет собой сравнительный анализ антропологических построений марсельского богослова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и британского монаха Пелагия. В исследовании обосновывается необходимость тщательного пересмотра устоявшихся в западном мире доктринальных оценок, согласно которым Иоанн Кассиан является представителем так называемого полупелагианского богословия. Негативное именование Кассианова богословия, включавшее в себя имя еретика Пелагия, сохранялось на Западе в течение многих столетий и только недавно стало подвергаться кардинальной переоценке такими видными исследователями, как Августин Кэсидей, Дональд Фернберн, Оуэн Чедвик. По мнению автора статьи, главной причиной тенденциозной оценки наследия Кассиана в истории западного богословия является то, что оно зачастую рассматривалось через призму пелагианской полемики и поэтому приравнивалось к своеобразному варианту пелагианства, т. е. к полупелагианству. Новейшие исследования, раскрывающие творчество Кассиана как аскетическую традицию, позаимствованную им от восточно-христианской мысли, где равноценное значение имеют и божественная благодать, и личные человеческие усилия, демонстрируют несостоятельность прежнего подхода к оценке его основных богословских положений. Автор показывает, что антропология и сотериология Иоанна Кассиана значительно дистанцированы от пелагианских теологических постулатов и по своим основным богословским положениям намного ближе к взглядам блж. Августина.

Ключевые слова:

спасение, предопределение, первородный грех, воля, благодать, пелагианство, синергизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Augustinus (2005) Treatises on various issues: theology, exegetics, ethics. Rus. ed. Moscow, Imperium Press Publ. (In Russian)

Brockway J. W. (2015) The ritual dimension of John Cassian’s Asceticism. PhD diss. Washington, D. C., The Catholic University of America.

Casiday A. M. C. (2007) Tradition and theology in St John Cassian. Oxford; New York, Oxford University Press.

Joannis Cassiani (1846) “Collationes”, in Patrologia Latina, vol. 49. Ed. by J.-P. Migne, pp. 477–1328. Paris, Patrologiae Cursus Completus.

Pelagius (1845) “Epistola ad Demetriadem”, in Patrologia Latina, vol. 33. Ed. by J.-P. Migne, pp. 1099–1120. Paris, Patrologiae Cursus Completus.

Prosperus Aquitanus (1865) “Epistola Inter Augustianas CCXXV”, in Patrologia Latina, vol. 44. Ed. by J.-P. Migne, pp. 949–953. Paris, Patrologiae Cursus Completus.

Weaver R. H. (2006) Divine Grace and Human Agency: A study of the Semi-Pelagian controversy. Rus. ed. Moscow, Tsentr bibleisko-patrologicheskikh issledovanii Publ., Imperium Press Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Выпуск

Раздел

История христианской мысли