Принцип простоты в богословии Ньютона и социниан
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.301Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ того, как проявляется принцип простоты в богословии Ньютона и движения Польских братьев — социниан. Устанавливается значение этого принципа для их подходов к решению вопросов библейской герменевтики, полемики с учением о Троице, устройства христианской общины, границ адиафоры, условий спасения и веротерпимости, а также его значение в формировании «антиметафизического» подхода к построению богословия. Доказывается, что, несмотря на ряд различий, как в случае Ньютона, так и в случае социниан имеет место построение практически идентичных богословских систем, сходства между которыми обусловлены опорой на одну и ту же доктринальную предпосылку — принцип простоты. Автор показывает, что между Ньютоном и социнианами имеются сходства не только на уровне содержания мысли, но и на уровне конкретных формулировок — в частности, образ Пантократора из «Общего поучения» практически дословно воспроизводит формулировки социнианина Джона Крелла. Исходя из этого двойного сходства, а также многократных контактов Ньютона с социнианами, автор делает вывод, что сходство мысли сэра Исаака с социнианством обусловлено тем, что первая генетически наследует второму. На основе сотериологической значимости принципа простоты в мысли как первого, так и вторых делается вывод о его фундаментальной значимости в их богословии.
Ключевые слова:
богословие Ньютона, социнианство, радикальная реформация,, антитринитарианство, библейская герменевтика, принцип простоты, адиафора, веротерпимость
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.