О Святом Духе через призму ислама

Авторы

  • Герман Леонидович Крылов

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.407

Аннотация

Словосочетание «Святой Дух», или «Дух Святого (Святыни)», встречается в Коране всего четыре раза. В трех случаях оно связано с упоминанием Исы, сына Марьям (Иисуса Христа): Коран говорит, что Аллах укреплял Ису Духом Святого. В четвертом случае Святой Дух оказывается непосредственно связанным с процессом ниспослания божественного откровения. Коранический текст, взятый отдельно от комментариев к нему (тафсиров), не дает никаких указаний относительно того, что имеется в виду под «Духом Святого». Самый близкий ко времени появления Корана тафсир ат-Табари перечисляет три варианта трактовки: ангел Джибриль, Евангелие (аль-Инджиль) и слово, которым Иса оживлял мертвых. Позднее в суннитской традиции возобладала первая версия. Шииты, проигнорировав кораническую ассоциацию Духа Святыни с Исой, объявили его тварным духом, превышающим достоинством ангелов Джибриля и Микаиля, который вселился сначала в Мухаммеда, после его смерти перешел в имама Али, затем поочередно пребывал во всех «непогрешимых имамах» и наконец остановился в сокрывшемся имаме аль-Махди. Дух Святыни, согласно шиитам, давал имамам исчерпывающее знание обо всем. Ошибочное кораническое понимание христианской Троицы как «отца, сына и супруги» вырвало понятие Святого Духа из контекста божественного триединства. Очевидная в Коране связь Духа Святыни со Христом продолжает напоминать о христианском происхождении этого понятия, как бы зависшего в воздухе в суннитском исламе и получившего неожиданное развитие у шиитов, переосмысливших его в контексте мистической доктрины имамата. Ключевые слова: ислам, христианство, Коран, толкование, сунниты, шииты.

Ключевые слова:

ислам, христианство, Коран, толкование, сунниты, шииты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Al-Ḫuweynī A.-I. (ed.) (2010) The Great Commentary on the Quran of imam Ibn Kathir. Vol. 1. Riadh: Dar Ibn al-Jawzi Publ. (In Arabic)

Al-Kulaynī M. (2005) Basics of al- kāfī. Beyrūt: Dār al-Murtaḍā Publ. (In Arabic)

Ar-Rāzī, M. F. (1981) Commentary of ar-Rāzī. Vol. 3. Beirut: Dār al-fikr li-ṭ-ṭibā‘a wa-n-našr wat-tawzī‘ Publ. (In Arabic)

Aṭ-Ṭabarī A.-J. (1994) Compendium of the Dictum on the Exegesis of Quran’s verses. Vol. 1. Beirut: Mu’assasat ar-Risāla Publ. (In Arabic)

Aṭ-Ṭabarī A.-J. (1994) Compendium of the Dictum on the Exegesis of Quran’s verses. Vol. 2. Beirut: Mu’assasat ar-Risāla Publ. (In Arabic)

Aṭ-Ṭabarī A.-J. (1994) Compendium of the Dictum on the Exegesis of Quran’s verses. Vol. 3. Beirut: Mu’assasat ar-Risāla Publ. (In Arabic)

Aṭ-Ṭabarī A.-J. (1994) Compendium of the Dictum on the Exegesis of Quran’s verses. Vol. 4. Beirut: Mu’assasat ar-Risāla Publ. (In Arabic)

Aṭ-Ṭabarī A.-J. (1994) Compendium of the Dictum on the Exegesis of Quran’s verses. Vol. 7. Beirut: Mu’assasat ar-Risāla Publ. (In Arabic)

Krylov G. L. (2018) “The Conception of the Gospel in the Quran”, in Christianity in the Middle East, no. 2, pp. 127–134. (In Russian)

Qabāwa F. (ed.) (2003) Simplified Explanation of the Two Jalals. Cairo: Dār Nawbār li-ṭ-ṭibā‘a Publ. (In Arabic)

Загрузки

Опубликован

15.01.2020

Выпуск

Раздел

Исследования