Теодицея потаенного Бога: постановка вопроса

  • Игорь Николаевич Зайцев Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67

Аннотация

В скептическом теизме широко обсуждается подход Джона Шелленберга, демонстрирующего, каким образом эпистемический скептицизм данного течения переходит в опыт потаенного Бога. Хотя этот опыт очевидным образом близок к опыту богооставленности (к сугубо религиозному опыту), тем не менее опыт потаенного Бога может вести к отрицанию теистической составляющей скептического теизма и, соответственно, к разрушению теизма (сам Шелленберг занимает атеистическую позицию). В статье рассматриваются причины атеистических тенденций внутри скептического теизма и выдвигается предложение о сохранении теистического ядра скептического теизма. Привлекается анализ теодицеи Книги Иова (основой интерпретации книги выступает концепция О. М. Ноговицына) для указания возможной причины данной атеистической тенденции. Путь преодоления внутреннего конфликта скептического теизма лежит не в отрицании атеистического компонента опыта потаенного Бога, но в удержании различения имени Бога и самого Бога. Имя Бога открывает некую истину о Боге, но важно понимать, что Бог отличен от своего имени. Бог является Иову и предъявляет себя в качестве абсолютного предшествования, или абсолютного иного — иного по отношению к своим собственным именам.

Ключевые слова:

скептический теизм, атеизм, потаенный Бог, теодицея, Книга Иова

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 
Опубликован
2020-07-19
Раздел
Исследования