Теодицея потаенного Бога: постановка вопроса

Авторы

  • Игорь Николаевич Зайцев Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.207

Аннотация

В скептическом теизме широко обсуждается подход Джона Шелленберга, демонстрирующего, каким образом эпистемический скептицизм данного течения переходит в опыт потаенного Бога. Хотя этот опыт очевидным образом близок к опыту богооставленности (к сугубо религиозному опыту), тем не менее опыт потаенного Бога может вести к отрицанию теистической составляющей скептического теизма и, соответственно, к разрушению теизма (сам Шелленберг занимает атеистическую позицию). В статье рассматриваются причины атеистических тенденций внутри скептического теизма и выдвигается предложение о сохранении теистического ядра скептического теизма. Привлекается анализ теодицеи Книги Иова (основой интерпретации книги выступает концепция О. М. Ноговицына) для указания возможной причины данной атеистической тенденции. Путь преодоления внутреннего конфликта скептического теизма лежит не в отрицании атеистического компонента опыта потаенного Бога, но в удержании различения имени Бога и самого Бога. Имя Бога открывает некую истину о Боге, но важно понимать, что Бог отличен от своего имени. Бог является Иову и предъявляет себя в качестве абсолютного предшествования, или абсолютного иного — иного по отношению к своим собственным именам.

Ключевые слова:

скептический теизм, атеизм, потаенный Бог, теодицея, Книга Иова

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bergmann M. (2013) “Skeptical Theism and the Problem of Evil”, in Flint T. P., Rea M. C. (comp.). The Oxford Handbook of Philosophical Theology. Rus. ed. Moscow, Iazyki slavianskoi kul’tury Publ., pp. 557–593. (In Russian)

Howard-Snyder D., Moser P. (eds). (2002) Divine Hiddenness: New Essays. Cambridge University Press.

Nogovitsyn O. M. (2016) Ontology of Literary Form: Reality of Text and Illusory Reality. Gumanitarnaia akademiia Publ. (In Russian)

Plantinga A. (2002) God, Freedom and Evil. Harper & Row.

Schellenberg J. L. (1993) Divine Hiddenness and Human Reason. Cornell University Press.

Schellenberg J. L. (2002) “What the Hiddenness of God Reveals: A Collaborative Discussion”, in Howard-Snyder D., Moser P. (eds), Divine Hiddenness: New Essays. Cambridge University Press, pp. 33–61.

Seleznev M. (2017) “God’s Self-Identification in Exodus 3.14: ‘I am THE BEING’ or ‘I am who I am’? Modern Exegesis and Ancient Grammar”, in State Religion and Church in Russia and Worldwide, vol. 35, no. 4, pp. 162–186. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-4-162-186. (In Russian)

Wykstra S. (1996) “Rowe’s Noseeum Arguments from Evil”, in Howard-Snyder D. (ed.) The Evidential Argument from Evil. Indiana University Press, pp. 126–150.

Загрузки

Опубликован

19.07.2020

Выпуск

Раздел

Исследования