Евангелие от Матфея в контексте иудаизма эпохи Второго Храма

  • Карл Роарк Холладей Школа теологии при Университете Эмори, США, 30322, Джорджия, Атланта, Дикки Драйв, 1531, Рита Энн Роллинз Билдинг

Аннотация

В статье анализируется Евангелие от Матфея в рамках широкой литературной традиции иудаизма эпохи Второго Храма. Еврейские сочинения, созданные на территории Израиля и в диаспоре с хасмонейского периода до времени ранней империи, позволяют рассмотреть Евангелие от Матфея в социальном, политическом и теологическом контексте. Анализ некоторых аспектов иудаизма эпохи Второго Храма, а именно мессианских ожиданий, апокалиптических движений и методов толкования Писания, способствуют пониманию того, как Матфей рассказывает историю Иисуса. В трактатах Филона и Иосифа можно проследить литературные параллели, а также выявить общие направления мысли, которые необходимо учитывать при интерпретации Евангелия от Матфея. То, как Матфей подчеркивает царский статус Иисуса, законного царя из дома Давидова, в определенной мере сопоставимо с тем, как вопрос о царской власти воспринимался в хасмонейский период. Мотив царской власти важен для «Жизни Моисея» Филона, в этом тексте Моисей рассматривается как царь, законодатель, священник и пророк. В результате сравнительного анализа автор ставит вопрос: можно ли отнести Евангелие от Матфея или даже остальные три канонических Евангелия к типичному собранию еврейских писаний?

Ключевые слова:

библейские исследования, Новый Завет, Евангелие от Матфея, иудаизм Второго Храма, мессианство, апокалиптические движения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература


References

Broadhead E. K. (2017) The Gospel of Matthew on the Landscape of Antiquity (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 378). Tübingen, Mohr Siebeck.

Burridge R. (2004) What Are the Gospels? A Comparison with Graeco-Roman Biography. 2nd ed. Grand Rapids, Cambridge, WM. B. Eerdmans Publishing Co.

Charles R. H. (1913) The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English, in 2 vols. Oxford, Oxford University Press.

Charlesworth J. H. (1983–1985) The Old Testament Pseudepigrapha, in 2 vols. New York, Doubleday.

Cohen S. J. D. (2014) From the Maccabees to the Mishnah. 3rd ed. Louisville, Westminster John Knox Press.

Collins A. Y., Collins J. J. (2008) King and Messiah as Son of God: Divine, Human, and Angelic Messianic Figures in Biblical and Related Literature. Grand Rapids, Wm. B. Eerdmans Publishing Co.

Collins J. J. (2005) Encounters with Biblical Theology. Minneapolis, Fortress Press.

Collins J. J. (2010) The Scepter and the Star: Messianism in Light of the Dead Sea Scrolls. 2nd ed. Grand Rapids, Wm. B. Eerdmans-Lightning Source.

Crawford S. W. (2008) Rewriting Scripture in Second Temple Times (Studies in the Dead Sea Scrolls and Related Literature). Grand Rapids, Eerdmans.

Davies W. D., Allison D. C. (1988–1997) A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew, in 3 vols (International Critical Commentary). Edinburgh, T&T Clark.

Feldman L. H. (2007) Philo’s Portrayal of Moses in the Context of Ancient Judaism (Christianity and Judaism in Antiquity Series 15). Notre Dame, University of Notre Dame Press.

Feldman L. H., Kugel J. L., Schiffman L. H. (eds) (2013) Outside the Bible: Ancient Jewish Writings Related to Scripture, in 3 vols. Philadelphia, Jewish Publication Society.

Holladay C. R. (1977) “THEIOS ANER”, in Hellenistic-Judaism: A Critique of the Use of This Category in New Testament Christology (Dissertation Series — Society of Biblical Literature 40). Missoula, Society of Biblical Literature.

Holladay C. R. (2016) Acts: A Commentary (New Testament Library). Louisville, Westminster John Knox Press.

Horsley R. A., Hanson J. S. (1988) Bandits, Prophets, and Messiahs: Popular Movements in the Time of Jesus. San Francisco, Harper Collins.

Kamesar A. (ed.) (2009) The Cambridge Companion to Philo. Cambridge, Cambridge University Press.

Kraft R. A., Nickelsburg G. W. E. (eds) (1986) Early Judaism and Its Modern Interpreters. Atlanta, Scholars Press.

Kümmel W. G., Christian Habicht Ch., Kaiser O., Plöger O., Schreiner J., Lichtenberger H. (Hrsg.) (1973–1999) Jüdische Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit, in 6 Bdn. Gütersloh, Gütersloher Verlagshaus.

Litwa M. D. (2014) “The Deification of Moses in Philo of Alexandria”, in The Studia Philonica Annual: Studies in Hellenistic Judaism, vol. 26. pp. 1–27.

Luz U. (2001–2007) Matthew, in 3 vols, transl. by J. E. Crouch. Minneapolis, Fortress Press.

Moule C. F. D. (1981) The Birth of the New Testament. 3rd ed. London, Adam and Charles Black.

Neusner J., Green W. S., Frerichs E. S. (eds) (1987) Judaisms and Their Messiahs at the Turn of the Christian Era. Cambridge, Cambridge University Press.

Niehoff M. R. (2012) “Philo and Plutarch as Biographers: Parallel Responses to Roman Stoicism”, in Greek, Roman & Byzantine Studies, vol. 52, pp. 361–392.

Oegema G. S. (1998) The Anointed and His People: Messianic Expectations from the Maccabees to Bar Kochba (Journal for the study of the pseudepigrapha: Supplement series 27). Sheffield, Bloomsbury T&T Clark.

Overman J. A. (1990) Matthew’s Gospel and Formative Judaism: The Social World of the Matthean Community, Minneapolis, Fortress Press.

Royse J. R. (2009) “The Works of Philo”, in The Cambridge Companion to Philo, ed. by A. Kamesar. Cambridge, Cambridge University Press, pp. 32–64.

Runesson A. (2016) Divine Wrath and Salvation in Matthew: The Narrative World of the First Gospel. Minneapolis, Fortress Press.

Runia D. (2001) “Philo of Alexandria: On the Creation of the Cosmos according to Moses”, in Philo of Alexandria Commentary. Series 1. Leiden, Brill.

Sanders E. P. (1994) Judaism: Practice and Belief, 63 BCE — 66 CE. London, Trinity Pr Intl.

Sandmel S. (1979) Philo of Alexandria: An Introduction. Oxford, Oxford University Press.

Schäfer P. (2003) The History of the Jews in the Greco-Roman World. London, Routledge.

Schürer E. (1973–1987) The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C. — A. D. 135), in 3 vols, ed. by G. Vermes et al., rev. ed. Edinburgh, T&T Clark.

Schwartz D. R. (1990) Agrippa I. (Texts and Studies in Ancient Judaism). Tübingen, Mohr Siebeck.

Schweitzer A. (2001) The Quest of the Historical Jesus. First Complete Edition, ed. by J. Bowden. Minneapolis, Fortress Press.

Sim D. C. (1998) The Gospel of Matthew and Christian Judaism: The History and Social Setting of the Matthean Community (Studies of the New Testament and Its World). Edinburgh, T&T Clark.

Smallwood E. M. (1981) The Jews Under Roman Rule: From Pompey to Diocletian: A Study in Political Relations (Studies in Judaism in Late Antiquity 20). Leiden, Brill.

Stendahl K. (1967) The School of St. Matthew and Its Use of the Old Testament. 2nd ed. (Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis 20). Lund, Gleerup.

Vanderkam J. C. (1992) “Righteous One, Messiah, Chosen One, and Son of Man in 1 Enoch 37–71”, in The Messiah: Developments in Earliest Judaism and Christianity, The First Princeton Symposium on Judaism and Christian Origins, ed. by J. H. Charlesworth. Minneapolis, Fortress Press.

Vermès G. (1961) Scripture and Tradition in Judaism: Haggadic Studies (Studia post-biblica 4). Leiden, Brill.

Zsengellér J. (ed.) (2014) Rewritten Bible after Fifty Years: Texts, Terms, or Techniques? A Last Dialogue with Geza Vermes (Supplements to the Journal for the Study of Judaism). Leiden, Brill.

Опубликован
2020-07-19
Раздел
Исследования