Реконструкция стратегий аргументации в конфессиональной полемике рубежа XVI–XVII веков о возможности естественной теологии

Авторы

  • Родион Валентинович Савинов Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины, Российская Федерация, 196084, Санкт-Петербург, ул. Черниговская, 5

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.104

Аннотация

Статья посвящена проблеме возможности естественной теологии, как она понималась в рамках дискуссии между католиками и протестантами на рубеже XVI–XVII вв. Актуальность темы определяется тем, что, с одной стороны, категория «естественная теология» (theologia naturalis) в обеих конфессиональных традициях аккумулировала множество богословских и  философских смыслов, будучи для некоторых традиций системообразующей категорией, идентифицирующей отношение положение тех или иных построений в характерном для эпохи раннего Нового времени комплексе знаний; с  другой стороны, она образовывала очаг напряжения, вокруг которого выстраивались аргументы за и против принципиальных решений в области онтологии, гносеологии, антропологии и пр. Таким образом, проблема естественной теологии, ее возможности, состава и связи с теологией откровения (theologia revelata) представляют фундаментальный фактор развития конфессиональной мысли раннего Нового времени. Акцент сделан на изучении способов концептуализации понятия естественной теологии, поскольку указанный фактор определял, какую стратегию аргументации избирает тот или иной мыслитель, обосновывая положительную или отрицательную оценку значе[1]ния данной проблемы. Особенность предложенного подхода состоит в рассмотрении того, как трактовалась сама возможность естественной теологии в рамках конкретной стратегии аргументации (в частности, в произведениях У.Эймса), что позволило выявить аутентичное понимание объема и  структуры данной области знания, свойственное авторам рубежа XVI–XVII  вв., а также описать способы систематизации разнообразных аргументов в единую стратегию положительной или отрицательной оценки феномена естественной теологии.

Ключевые слова:

теология, философия, католицизм, протестантизм, Реформация, Контрреформация, откровение, методология, систематика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Alsted J. H. (1615) Theologia Naturalis Exhibens Augustissimam Naturae Scholam: In qua Creaturae Dei Communi sermone ad omnes pariter docendos utuntur: Adversus Atheos, Epicureos, Et Sophistas huius temporis, Duobus libris pertractata. Francofurti, Humm Publ.

Amesius G. (1628) Medulla S. S. Theologiæ in Fine Adjuncta Est Disputatio De Fidei Divinæ Veritate. Editio Tertia Priori Longe Correctior. Londini, Apud Robertum Allottum Publ.

Amesius G. (1633) Bellarminus enervatus, vel Disputationes anti-bellarminianae, vol. 1. Londini, Humpferum Publ.

Amesius G. (1652) Рhilosophemata. Amstelodami, Janssonius Publ.

Amesius G. (1656) Medulla theologica. Amstelodami, Iansonium Publ.

Arnd J. (1616) “Dissertatio D. Johannes Arnds, superintendentis ecclesiarum in ducatu Luneburgensi de huiusmodi scriptorium genere”, in Aphorismi sacri praecipua theologiae practicae complectentes. Jenae, Steinmann, fol. a6v–a8v.

Arndt I. (2016) On True Christianity. Transl. by hegumen Petr (Meshcherinov). Rus. ed. Moscow, Eksmo Publ. (In Russian)

Batka L., Dingel I., Kolb R., eds. (2014) Oxford Handbook of Martin Luther’s Theology. Oxford, Oxford University Press.

Bellarminus R. (1856) Disputationum De Controversiis Christianae Fidei Adversus Hujus Temporis Haereticos, vol. 1. Neapoli, Giuliano Publ.

Calvin J. (1868) “Acta synodi Tridentinae cum Antidoto”, in Calvin J. Opera quae supersunt omnia, vol. VII. Brunsvigae, Schwetschke et filium Publ., pp. 365–506.

Canus М. (1837) “De locis theologicis libri duodecimo”, in Theologiae cursus completes. Ed. by J. P. Migne. Paris, Migne Publ., vol. 1, coll. 73–908.

Chemnitz M. (1999) Loci Theologici, vol. 1. Transl. by K. Komarov. Rus. ed. Duncanville, Lutheran Heritage Foundation Publ. (In Russian)

Chignell A., Pereboom D. (2017) “Natural Theology and Natural Religion”, in The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2017 Edition) . Ed. by E. N. Zalta. Available at: https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/natural-theology/ (accessed: 01.05.2020).

Denzinger H., ed. (1874) Enchiridion symbolorum et definitionum. Wirceburgi, Sumptibus Stahelianis Publ.

Dewey D. W., Jr. (1984) “Socinianism, Justification by Faith, and The Sources of John Locke’s The Reasonableness of Christianity”, in Journal of the History of Ideas, vol. 45, no. 1, pp. 49–66.

Duns Scotus J. (1639) Opera Omnia, t. VI, pt. 2, Quaestiones In Lib. II. Sententiarum. Lugduni, Durand Publ.

Duns Skot I. (2001) Selected Works. Moscow, Franciscans Editing Publ. (In Russian)

Eck J. (1979) Enchiridion locorum communium adversus Lutherum et alios hostes ecclesiae (1525–1543). Eds T. Smeling, P. Fraenkel. Münster, Aschendorff Publ.

Foma Akvinskii. (2005) Sum of Theology. Transl. by S. I. Eremeev. Rus. ed. Part I, Qu. 75–119. Kiev, Elga Publ. (In Russian)

Goclenius R. (1609) Conciliator Philosophicus. Casseli, Wesselius Publ.

Irwin T. H. (1999) “Augustine For and Against Pagan Virtues”, in Medieval Philosophy and Theology, no. 8 (2), pp. 105–127.

Junius Fr. (1882) Opuscula theologica selecta. Amstelodami, F. Muller Publ.

Kal’vin Zh. (1997) Institutes of the Christian Religion, vol. I. Transl. by A. D. Bakulov, G. V. Vdovina. Rus. ed. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Kal’vin Zh. (1999) Institutes of the Christian Religion, vol. III. Transl. by A. D. Bakulov, G. V. Vdovina. Rus. ed. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Keckermann В. (1619) Systema ethicae. Hanoviae, Antonius Publ.

Komarov К., transl., Komarov А., ed. (1998–2010) The Book of Concord. Lutheran Heritage Foundation. (In Russian)

Langston D. C. (2001) Conscience and Other Virtues. From Bonaventure to MacIntyre. University Park: Pennsylvania State University Press.

Lyuter M. (1986) “On the Bondage of the Will”, in Erazm Rotterdamskii. Filosofskie proizvedeniia. Moscow, Nauka Publ., pp. 290–545. (In Russian)

Lyuter M. (1996) Lectures on St. Paul’s Epistle to the Romans. Duncanville, Minsk, Lutheran Heritage Foundation Publ. (In Russian)

Lyuter M. (2017) On Babylonian Captivity of the Church. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskoe obshhestvo Martina Lyutera; Sankt-Peterburgskii khristianskii universitet Publ. (In Russian)

Marenbon J. (2015) Pagans and Philosophers. The Problem of Paganism from Augustine to Leibniz. New Jersey, Princeton University Press.

Melanthon Ph. (1854) Opera quae supersunt omnia, Corpus Reformatorum, vol. XXI. Brunsvigae, Schwetschke et filium Publ.

Okkam U. (2002) Selected Works. Moscow, Editorial URSS Publ. (In Russian)

Patterson W. B. (2014) William Perkins and the Making of a Protestant England. New York, Oxford University Press.

Perkins W. (1596) Armilla Avrea: Sive Theologiae Descriptio, Mirandam Seriem causarum Salutis & Damnationis Hominum, iuxta Verbum Dei, exponens. Basilaee, Waldkirch.

Perkins W. (1598) A reformed Catholike: or, A declaration shewing how neere we may come to the present Church of Rome in sundrie points of religion. Cambridge, Legat Publ.

Polanus A. (1609) Syntagma theologiae christianae juxta leges ordinis methodis conformatum, vol. 1. Hannover, Wechel Publ.

Ramus P. (1576) Commentariorum de religione christiana libri quatuor. Francofurti, Wechel Publ.

Rehnman S. (2013) “The Doctrine of God in Reformed Orthodoxy”, in A Companion to Reformed Orthodoxy. Ed. by H. J. Selderhuis. Leiden, Brill Publ.

Seed J. (2008) Dissenting Histories: Religious Division and the Politics of Memory in Eighteenth-Century England. Edinburgh, Edinburgh University Press.

Shaff F. (2012) History of Christian Church, vol. VIII, Contemporary Christianity. Suisse Reformation. St. Petersburg, Bibliia dlia vsekh Publ. (In Russian)

Shmonin D. (2019) “Theology and Scholastics: Brinks of Philosophical Interpretations”, in Voprosy filosofii, vol. 12, pp. 64–73. https://doi.org/10.31857/S004287440007525-2. (In Russian)

Shmonin D. V. (2019) “Scientific rationality and ‘reduction to the theology’”, in Issues of Theology, vol. 1, no. 3, pp. 280–306. https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.301. (In Russian)

Sprunger K. L. (1971) The Learned Doctor William Ames: Dutch Backgrounds of English and American Puritanism. Urbana, University of Illinois Press.

Steinmetz D. C., ed. (1990) Bible in the Sixteenth Century. Durham, London, Duke University Press.

Stoll A. (2017) Conscience in Early Modern English Literature, vol. 1. Cambridge, Cambridge University Press.

Sytsma D. (2017) Richard Baxter and the Mechanical Philosophers. New York, Oxford University Press Publ.

Vasilii Velikii. (1846) Collected Works, part. III. Moscow, A. Semen Publ. (In Russian)

Vdovina G. V. (2007) “Natural Theology in Medieval and Early Modern Scholasticism”, in Filosofiia religii. Al’manakh. 2006–2007. Ed. by V. K. Shokhin. Moscow, Nauka Publ., pp. 302–321. (In Russian)

Vdovina G. V. (2017) “Arguments for the Existence of God in Francisco Suarez’ Metaphysical Disputations”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, no. 73, pp. 69–82. (In Russian)

Whitaker W. (1588) Disputatio de sacra scriptura contra huius temporis Papistas. Cantabrigiae, Thomasius Publ.

Wotton A. (1606) Defence of M. Perkins booke called A Reformed Catholike: against the cavils of a Popish writer, one D. B. P., or W. B. on his Deformed Reformation. London, Kyngston Publ.

Загрузки

Опубликован

02.04.2021

Выпуск

Раздел

История христианской мысли