Гносеологические истоки неосхоластической интерпретации онтологического доказательства и дискуссии вокруг онтологизма

Авторы

  • Родион Валентинович Савинов Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины, Российская Федерация, 196084, Санкт-Петербург, ул. Черниговская, 5

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.303

Аннотация

В статье рассматривается проблема фундамента разработки и оценки онтологического (априорного) доказательства бытия Божия в рамках таких течений философии XIX в., как онтологизм и неосхоластика. История разработки данного аргумента в традиции Средневековья и раннего Нового времени показывает, что его основанием выступает убеждение в возможности непосредственного (очевидного, эвиденциального) схватывания определенных метафизических принципов, которые относятся к бытию Бога и к их формальной (априорной) демонстрации. Обосновывается, что различие в оценках возможности онтологического доказательства, эксплицирующего эти принципы, проистекает из признания или непризнания указанной гносеологической возможности. Показано, что схоластика, отчасти колеблясь в решении данного вопроса во времена Фомы Аквината и Бонавентуры, в итоге отвергла эту возможность, что определило резко критическую и отрицательную интерпретацию онтологического доказательства, тогда как ряд новоевропейских мыслителей эту возможность признал. Проанализированы учения А. Розмини, В. Джоберти, К. Убагс, которые, опираясь на новоевропейскую философию, предприняли возвращение к онтологическому доказательству, так как видели в нем основу всякого философского и теологического мышления. Далее исследована контраргументация, которую предложили неосхоласты складывающегося тогда обновленного томизма (Т. Цигляра, Й. Клейтген, Г. Сансеверино, И. Францелин): выступая против онтологического доказательства, они выдвинули эпистемические аргументы, связанные с неэвиденциалистской трактовкой познания и раскрытием внутренних опосредующих механизмов когнитивной активности. Можно сделать вывод, что, несмотря на преимущественно метафизическую и теологическую основу дискуссии, она протекала в рамках обсуждения ряда гносеологических моделей и важна для истории теории познания, а также для истории формирования неотомизма, с которым (через Ф. Брентано, современника этих дискуссий) связан ряд течений современной философии.

Ключевые слова:

неосхоластика, неотомизм, онтологизм, эпистемология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Ern V. F. (2006) “Discussions Gioberti and Rosmini”, in: Valentin F. Ern: Pro et Contra. Ern’s Life and Works in view of Russians Thinkers and Reseachers: A Reader. Ed. by Alexander A. Ermichev. St. Peterburg, RHGA Publ., pp. 521–537 (In Russian)

Ern V. F. (1915) “Gioberti’s Philosophy”, in: Main Questions in Philosophy and Psychology, no. 129 (IV), pp. 467–529. (In Russian)

Ern V. F. (1914) Rosmini and his Theory of Knowledge. Study in History of Italian Philosophy in 19th century. Moscow, Put Publ. (In Russian)

Frank S. L. (2000) Object of the Knowledge. Human Soul. Minsk; Moscow, Harvest Publ; AST Publ. (In Russian)

Franzelin J. B. (1870) Tractatus de Deo uno secundum naturam. Romae; Taurini, Typis Prop. Fidei; Marietti.

Gioberti V. (1847) Introduction à l’étude de la philosophie. Vol. 3. Bruxelle, Lecoffre.

Kleutgen J. (1869) La philosophie scolastique, exposée et défendue. Vol. 2. Paris, Gaume Frères et J. Duprey.

Liberatore P. (1827) Dimostrazione a priori della esistenza di Dio. Napoli, Trani.

Rosmini A. (2017) Theodicy: Essays on Divine Providence. Glasgow, Bell and Baine Lim.

Rosmini А. (1883) The Origin Of Ideas. Vol. 3. London, K. Paul, Trench, & co.

Sanseverino G. (1868) Philosophia Christiana cum antiqva et nova comparata. In compendium redacta. Vol. I–II. Neapoli, Manfredi.

Steklʼ A. (1912). History of Medieval Philosophy. Moscow, Sablin Publ. (In Russian)

Ubaghs G. C. (1860) Essai d’idéologie ontologique ou considérations philosophiques sur la nature de nos idées et sur l’ontologisme en général. Louvain, Vanlinthout.

Ubaghs G. C. (1841) Theodiceae seu Theologiae Naturalis Elementae. Lovanii, Vanlinthout et Vandenzande.

Zigliara Th.-M. (1880) Oeuvres philosophiques du Cardinal Thomas-Marie Zigliara . Vol. 2. Lyon, Vitte et Perrussel.

Zigliara Th.-M. (1881) Oeuvres philosophiques du Cardinal Thomas-Marie Zigliara. Vol. 3. Lyon, Vitte et Perrussel.

Zigliara Th.-M. (1902) Summa Philosophica. 13en ed. Vol. 2. Paris, Beauchesne et Co.

Загрузки

Опубликован

01.11.2019

Выпуск

Раздел

Исследования