Метафизика забытой традиции I. Введение понятия «внутренний модус вещи» у Иоанна Дунса Скота: от теологической экспликации «бесконечности» к метафизической проблеме «контракции сущего»

Авторы

  • Виталий Львович Иванов

Аннотация

Статья представляет собой первую часть исследования понятия «внутреннего модуса» вещи или реальности в метафизике ранней скотистской традиции (первая четверть XIV в.). В ней анализируются обстоятельства первого формулирования понятия «внутренний модус» в теологических трудах Иоанна Дунса Скота; выделяются два основных контекста (и один дополнительный) для экспликации этого понятия у Скота, которые будут важны для последующей скотистской традиции метафизики. Далее на основании анализа текстов Скота выдвигается гипотеза об историческом смещении в употреблении данного понятия: Скот первоначально вводит его исключительно для теологического объяснения понятия «бесконечного сущего», но позднее, в связи с обсуждением реальности понятия сущего, использует понятие внутреннего модуса как ключевое для своего собственного решения метафизической проблемы «контракции» трансцендентального понятия сущего, которую он мыслит как особую «модификацию» сущего посредством внутренних модусов «конечности» и «бесконечности». Наконец, в статье выявляются основные структурные элементы в  обсуждении Скотом «внутреннего модуса» и делается попытка представить содержание данного понятия посредством разграничения внутреннего модуса и иных связанных с ним метафизических понятий Скота (чтойности, дифференции, свойства).

Ключевые слова:

Высокая схоластика, Иоанн Дунс Скот, скотистская метафизика, внутренний модус вещи, понятие бесконечности, начало традиции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки


References

Andersen C. A. (2016) Metaphysik im Barockscotismus. Untersuchungen zum Metaphysikwerk des Bartholomaeus Mastrius. Amsterdam, Philadelphia, John Benjamins Publishing Company.

Bolliger D. (2003) Infiniti contemplatio: Grundzüge der Scotus- und Scotismusrezeption im Werk Huldrych Zwinglis. Leiden, Brill.

Bridges G. (1959) Indentity and Distinction in Petrus Thomae, O. F. M. St. Bonaventure, New York, The Franciscan Institute Publ.

Duba W. (2017) The Forge of Doctrine. The Academic Year 1330-31 and the Rise of Scotism at the University of Paris. Turnhout, Brepols Publishers (Studia Sententiarum. Vol. 2).

Dumont St. D. (1987) “The Univocity of the Concept of Being in the Fourteenth Century: John Duns Scotus and William of Alnwick”, in Mediaeval Studies, vol. 49, pp. 1–75.

Dumont St. D. (1988) “The Univocity of the Concept of Being in the Fourteenth Century: II. The De ente of Peter Thomae”, in Mediaeval Studies, vol. 50, pp. 186–256.

Dumont St. D. (1992) “Transcendental Being: Scotus and Scotists”, Topoi, vol. 11, pp. 135–148.

Duns Scotus (1950–2013) “Ioannis Duns Scoti OFM Ordinatio I–IV”, in Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. I–XIV. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Civitas Vaticana, Typis Polyglottis Vaticanis.

Duns Scotus (1997) “Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis. Libri I–V”, in B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Ed. a G. Etzkorn, R. Andrews, G. Gál, R. Green, F. Kelly, G. Marcil, T. Noone, R. Wood. Vol. III. St. Bonaventure, New York, The Franciscan Institute Publ.

Duns Scotus (2004) The Examined Report of the Paris Lecture: Reportatio I–A. Latin Text and English Translation. Transl. and ed. by A. B. Wolter, O. V. Bychkov. Vol. 1 (Prologus. Dist. 1–21). St. Bonaventure, New York, Franciscan Institute Publ.

Duns Scotus (2006) “Quaestiones super secundum et tertium De anima”, in B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Ed. a C. Bazán, K. Emery, R. Green, T. Noone, R. Plevano, A. Traver. Vol. V. Washington, DC, The Catholic University of America Press; St. Bonaventure, New York, Franciscan Institute Publ.

Duns Scotus OFM (1639) “Ioannis Duns Scoti OFM Quaestiones Quodlibetales”, in Ioannis Duns Scoti Opera omnia (editio Wadding). Tomus XII. Lugduni, Durand.

Duns Scotus OFM (1960–2004) “Ioannis Duns Scoti OFM Lectura I–III”, in Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. XVI–XXI. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Civitas Vaticana, Typis Polyglottis Vaticanis.

Duns Scotus OFM (1968). Ioannis Duns Scoti Quaestiones Quodlibetales = Juan Duns Escoto. Cuestiones Cuodlibetales. Ed. bilingüe, introducción, resúmenes y versión de F. Alluntis. Madrid, La Editorial Católica (Biblioteca de Autores Cristianos. Vol. 277).

Duns Scotus OFM (1997) “Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis. Libri VI–IX”, in B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Ed. a G. Etzkorn, R. Andrews, G. Gál, R. Green, F. Kelly, G. Marcil, T. Noone, R. Wood. Vol. IV. St. Bonaventure, New York, The Franciscan Institute Publ.

Duns Scotus OFM (2008) The Examined Report of the Paris Lecture: Reportatio I–A. Latin Text and English Translation. Transl. and ed. by A. B. Wolter, O. V. Bychkov. Vol. 2 (Dist. 22–48). St. Bonaventure, New York, Franciscan Institute.

Duns Scotus OFM (2016) Iohannis Duns Scoti Collationes Oxonienses. A cura di G. Alliney e M. Fedeli. Firenze, Sismel. Edizioni del Galluzzo.

Franciscus de Mayronis (2013) Conflatus. Kommentar zum ersten Buch der Sentenzen. Übersetzt und eingeleitet von H. Möhle, R. H. Pich. Freiburg, Basel, Wien, Herder Verlag.

Grajewski M. J. (1944) The Formal Distinction of Duns Scotus. A Study in Metaphysics. Washington, D. C., The Catholic University of America Press.

Hoeres W. (1965) “Francis Suarez and the Teaching of John Duns Scotus on Univocatio entis”, in John Duns Scotus, 1265–1965. Ed. by J. K. Ryan, pp. 263–290. Washington, D. C., The Catholic University of America Press.

Hoeres W. (1965) “Wesen und Dasein bei Heinrich von Gent und Duns Scotus”, in Franziskanische Studien, Bd. 47, S. 121–186.

Hoeres W. (2012) Gradatio entis. Sein als Teilhabe bei Duns Scotus und Franz Suárez. Frankfurt am Main, Editiones Scholasticae, Ontos Verlag.

Hoffmann T. (2002) Creatura intellecta: Die Ideen und Possibilien bei Duns Scotus mit Ausblick auf Franz von Mayronis, Poncius und Mastrius. Münster, Aschendorff Verlag.

Honnefelder L. (1979) Ens inquantum ens. Der Begriff des Seienden als solchen als Gegenstand der Metaphysik nach der Lehre des Johannes Duns Scotus. Münster, Aschendorff Verlag.

Honnefelder L. (1990) Scientia transcendens. Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realität in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit. Hamburg, Felix Meiner Verlag.

Hübener W. (1987) “Robertus Anglicus OFM und die formalistische Tradition”, in Philosophie im Mittelalter. Entwicklungslinien und Paradigmen, S. 329–353. Hrsg. von J. P. Beckmann, L. Honnefelder, G. Schrimpf, G. Wieland. Hamburg, Felix Meiner Verlag.

Ivanov V. L. (2008) “The Problem of Determination of the conceptus entis in the Metaphysics of John Duns Scotus”, in Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. Ser. Filosofiia, no. 4 (17), pp. 7–16. (In Russian)

Ivanov V. L. (2010) “The intensive Magnitude of Perfection: The Infinity as the essential Concept in the Theology and Philosophy of John Duns Scotus, OFM”, in Kosmos i Dusha. Ucheniia o prirode i myshlenii v Antichnosti, Srednie veka i Novoe vremia. Ed. by A. V. Seryogin. Iss. 2, pp. 379–431. Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. Moscow, Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)

Ivanov V. L. (2012) “The Philosophy of the Jesuits as the lost Key Element in the scientific Landscape of the 17th Century: On the Insufficiency of traditional Image of the history of philosophy and sciences in the Early Modern time”, in Filosofiia istorii filosofii: obiazatel’nost’ i naviazchivost’ istoricheskogo. K 70-letiiu professora K. A. Sergeeva. Ed. by E. V. Malyshkin, pp. 120–142. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Ivanov V. L. (2016) “At the origin of the formalist metaphysics of distinctions: the theological purpose of introduction of distinctio formalis in the work of John Duns Scotus, OFM”, in ESSE: Filosofskie i teologicheskie issledovaniia, vol. 1, no. 2, pp. 185–204. (In Russian)

Ivanov V. L. (2018) “Duns Scotus and the Scotists on the Identity and Difference: On the History of two metaphysical Concepts in Scholastic-Aristotelian Philosophy”, in ESSE: Filosofskie i teologicheskie issledovaniia, vol. 3, no. 2, pp. 255–290. (In Russian)

Knebel S. K. (1993) “Modus essendi/existendi”, in Archiv für Begriffsgeschichte. Hrsg. von G. Scholtz. Bd. XXXVI, S. 7–42.

LaZella A. T. (2019) The Singular Voice of Being: John Duns Scotus and Ultimate Difference. New York, Fordham University Press.

Marrone Fr. (2005) Res e realitas in Descartes. Tesi di Dottore di Ricerca. Lecce, Conte Editore.

Möhle H. (2007) Formalitas und modus intrinsecus: Die Entwicklung der Scotischen Metaphysik bei Franciscus de Mayronis. Münster, Aschendorff Verlag.

Petrus Thomae (2018) Petri Thomae Quaestiones De Ente. Ed. by G. R. Smith (Petri Thomae Opera, Vol. 2). Leuven, Leuven University Press.

Petrus Thomae (2021) “Questions on the modes of distinctions. Question 11: Is the intrinsic mode of a thing distinct from that thing in some way ex natura rei?” Transl. from Latin into Russian with commentary by V. L. Ivanov, in Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. (In print).

Poppi A. (1966). “Il contributo dei formalisti padovani al problema delle distinzioni”, in Problemi e figure della scuola scotista del Santo, pp. 601–790. Padua, Edizioni Messaggero.

Trent Pomplun R. (2016) “John Duns Scotus in the History of Medieval Philosophy from the Sixteenth Century to Étienne Gilson (†1978)”, in Bulletin de philosophie médiévale, vol. 58, pp. 355–445.

Wolter A. B. (1946) The Transcendentals and Their Function in the Metaphysics of Duns Scotus. St. Bonaventure, New York, The Franciscan Institute Publ.

Загрузки

Опубликован

16.07.2021

Выпуск

Раздел

Исследования