Что знает Бог? Трактат о «божественном знании» в структуре натуральной теологии Франсиско Суареса

Авторы

  • Виталий Львович Иванов

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.305

Аннотация

Статья посвящена исследованию позднесхоластической концепции натуральной теологии на материале сочинений Франсиско Суареса «Метафизические диспутации» (1597 г.) и «О Боге едином и троичном» (1607 г.), а также анализу содержания трактата о «божественном знании» и демонстрации его значения в структуре натуральной теологии Суареса. Во-первых, в статье эксплицируется понятие натуральной теологии как высшей и наиболее достойной части метафизической науки, поскольку натуральная теология Суареса отличается как от сверхприродной или откровенной теологии, так и от целого метафизического знания о сущем. Во-вторых, описывается тематическое содержание натуральной теологии в ее сравнении с откровенной, а также анализируется общий метод натуральной теологии, который диктуется специфическими ограничениями природного познания Бога в этой жизни. При этом подчеркивается важнейшая роль традиционного схоластического понятия «простого совершенства» как раскрывающего существо метода Суареса в натуральной теологии. В-третьих, мы указываем на основания особой значимости трактата о «божественном знании/науке Бога», содержащегося в 15-м разделе 30-й метафизической диспутации Суареса, и анализируем структуру этого трактата, демонстрируя, каким образом изложение Суареса в нем соответствует общему «правилу метода». В-четвертых, в статье тематизируется вопрос об объектах знания божественного интеллекта, объясняется общее разделение объектов на три класса и эксплицируется сложный тип связи между познанием первичного и вторичного объектов божественного ума, поскольку она определяет способ познания Богом конечных возможных вещей «в них самих». Наконец, мы показываем определенную амбивалентность в понимании Суаресом реальности и объективности объективного бытия возможных конечных сущностей как вторичного объекта, ограничивающего божественное знание.

Ключевые слова:

натуральная теология Франсиско Суареса, откровенная теология, метод теологии, трактат о божественном знании, объекты божественного знания, объективное и реальное бытие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Aertsen J. (2012) Medieval philosophy as transcendental thought. From Philip the Chancellor (ca. 1225) to Francisco Suárez. Leiden; Boston, Brill.

Courtine J.-F. (1990) Suarez et le système de la métaphysique. Paris, Presses Universitaires de France.

Doyle J. P. (1967) “Suárez on the Reality of the Possibles”, in The Modern Schoolman, vol. 45 (1), pp. 29–49.

Doyle J. P. (2010) “Suárez on the Reality of the Possibles”, in Collected Studies on Francisco Suárez, SJ (1548–1617). Ed. by V. M. Salas, pp. 21–40. Leuven, Leuven University Press.

Doyle J. P. (2010) “The Suarezian Proof for God’s Existence”, in Collected Studies on Francisco Suárez, SJ (1548–1617). Ed. by V. M. Salas, pp. 109–122. Leuven, Leuven University Press.

Duns Scotus OFM (2015) “Ordinatio I, dist. 43, q. un.; and fragments from: Ordinatio I, dist. 36, q. un.; Ordinatio II, dist. 1, q. 2; Reportatio I-A, dist. 43, q. 1”. Translation from Latin into Russian with commentary by V. L. Ivanov, in Mnogolikaia sofistika: nelegitimnaia argumentatsiia v intellektual’noi kul’ture Evropy Srednikh vekov i rannego Novogo vremeni. Ed. by P. V. Sokolov, pp. 26–57. Moscow, HSE Publishing House. (In Russian)

Forlivesi M. (2008) “‘Quae in hac quaestione tradit Doctor videntur humanum ingenium superare’. Scotus, Andrés, Bonet, Zerbi and Trombetta Confronting the Nature of Metaphysics”, in Quaestio, vol. 8: La posterità di Giovanni Duns Scoto. Eds P. Porro, J. Schmutz, pp. 219–277.

Franciscus de Marchia OFM (2012) Quaestiones super metaphysicam. Critice ed. a Nazareno Mariani OFM. Grottaferrata (Roma), ed. Collegii S. Bonaventurae ad Claras Aquas.

Goudriaan A. (1999) Philosophische Gotteserkenntnis bei Suárez und Descartes im Zusammenhang mit der niederländischen reformierten Theologie und Philosophie des 17. Jahrhunderts. Leiden; Boston, Brill.

Heider D. (2009) “The Nature of Suárez’s Metaphysics. Disputationes Metaphysicae and their main systematic strains”, in Studia Neoaristotelica, vol. 6 (1), pp. 99–109.

Honnefelder L. (1990) Scientia transcendens. Die formale Bestimmung der Seiendheit in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit (Duns Scotus — Suárez — Wolff — Kant — Peirce). Hamburg, Felix Meiner Verlag.

Ivanov V. L. (2012) “The Philosophy of the Jesuits as the Lost Key Element in the scientific landscape of the 17th century: On the Insufficiency of traditional image of the history of philosophy and sciences in the Early Modern time”, in Philosophy of history of philosophy: The obligatoriness and importunity of historical. Ed. by E. V. Malyshkin, pp. 120–142. St Petersburg, St Petersburg University Press. (In Russian)

Ivanov V. L. (2015) “‘ens, hoc est, cui non repugnat esse’: The Doctrine of John Duns Scotus on the possible being and contradictory ‘nothing’ in the context of theological explication of the essence of creature as the object of divine scientia and omnipotentia”, in Mnogolikaia sofistika: nelegitimnaia argumentatsiia v intellektual’noi kul’ture Evropy Srednikh vekov I rannego Novogo vremeni. Ed. by P. V. Sokolov, pp. 17–26. Moscow, HSE Publishing House. (In Russian)

Ivanov V. L. (2021) “The formation of the ontological concept of ‘status of things’ in the 16th — first half of the 17th centuries Jesuit metaphysics and theology”, in ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition, vol. 15 (2), pp. 716–744. (In Russian)

Ivanov V. L. (2022) “Objective, transcendental, formal truth: The question on truth in the early modern Jesuit metaphysics and scholastic theology”, in ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition, vol. 16 (2), pp. 592–633. (In Russian)

Ivanov V. L. (2022) “The ontological constitution of res as ‘simul totum’ and the doctrine of distinctions in Metaphysica of Nicholas Bonetus”, in Philosophy Journal, vol. 15, no. 3, pp. 50–69. (In Russian)

Knebel S. K. (2000) Wille, Würfel und Wahrscheinlichkeit: Das System der moralischen Notwendigkeit in der Jesuitenscholastik 1550–1700. Hamburg, Felix Meiner Verlag.

Knebel S. K. (2007) “Gratia efficax: Kausalität und Gnadenwirksamkeit im Suarezismus. Einleitung zu: Diego del Mármol SJ. (1590–1664). Tractatus De Auxilio efficaci divinae Gratiae, ac eius cum libero arbitrio creato concordia”. Hrsg. v. Sven K. Knebel, in Die scholastische Theologie im Zeitalter der Gnadenstreitigkeiten I: Neue Texte von Diego Paez († 1582), Diego del Mármol († 1664) und Gregor von Valencia († 1603). Hrsg. v. Ulrich L. Lehner, S. 9–54. Nordhausen, Verlag Traugott Bautz.

Knebel S. K. (2011) Suarezismus. Erkenntnistheoretisches aus dem Nachlass des Jesuitengenerals Tirso González de Santalla (1624–1705). Abhandlung und Edition. Amsterdam; Philadelphia, B. R. Grüner.

Knebel S. K. (2021) Scientia Media. Der Molinismus und das Faktenwissen. Mit einer Edition des Ms. BU Salamanca 156 von 1653. Amsterdam; Philadelphia, J. Benjamins.

Mandrella I. (2008) “Metaphysik als Supertranszendentalwissenschaft? Zum scotistischen Metaphysikentwurf des Nicolaus Bonetus”, in Recherches de Théologie et Philosophie Médiévales, Bd. 75, S. 161–193.

Marschler Th. (2007) Die spekulative Trinitätslehre des Francisco Suárez S. J. in ihrem philosophisch-theologischen Kontext. Münster, Aschendorff Verlag.

Martinez de Ripalda I. SJ (1634) De ente supernaturali Disputationes in universam theologiam. Tomus prior. Burdigalae, Apud Guillelmum Millangium Typographum Regium.

Raynaud Th. SJ (1622) Theologia naturalis, sive entis increati et creati, intra supremam abstractionem, ex naturae lumine investigatio. Lugduni, Sumpt. Cl. Landet.

Schabel C. D. (2011) “Reshaping the genre: Literary trends in philosophical theology in the fourteenth century”, in Crossing Boundaries at Medieval Universities. Ed. by S. E. Young. Leiden; Boston, Brill. P. 51–84.

Schmutz J. (2003) La querelle des possibles. Recherches philosophiques et textuelles sur la métaphysique jésuite espagnole, 1540–1767 (Thèse de Doctorat. Ecole pratique des hautes etudes, Paris; Université libre de Bruxelles). T. I–II.

Smith G. R. (2021) “The Natural Theology of Nicholas Bonetus”. Rivista di Storia della Filosofia, no. 4, pp. 642–667.

Suárez SJ (1597) Metaphysicarum disputationum, in quibus et universa naturalis theologia ordinate traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accuratè disputantur. Tomus Prior et Posterior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. Salmanticae, Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres.

Suárez SJ (1607) Doctoris Fran. Suares e Societate Iesu, Prima pars Summae Theologiae de Deo Uno et Trino. Lugduni, Sumptibus Horatii Cardon.

Suárez SJ (2022) “Disputationes Metaphysicae. Disputation XXVIII”. Translated into Russian by G. V. Vdovina, in Issues of Theology, vol. 4, no. 1, pp. 10–53. (In Russian)

Vdovina G. V. (2017) “Arguments for the existence of God in Francisco Suarez’ Metaphysical Disputations”, in St Tikhon’s University Review. Ser. 1. Theology. Philosophy. Religious studies, vol. 73, pp. 69–82. (In Russian)

Vdovina G. V. (2020) Chimeras in the Forests of Scholasticism. Ens rationis and Objective Being. St Petersburg, St Petersburg Theological Academy Publishing House, Herzen RSPU Publishing House. (In Russian)

Vdovina G. V. (2022) “On the foundation of the philosophical theology of Francisco Suarez: Disputation XXVIII of Disputationes Metaphysicae”, in Issues of Theology, vol. 4, no. 1, pp. 6–9. (In Russian)

Wells N. J. (1981) “Suarez on the Eternal Truths: Part I”, in The Modern Schoolman, vol. 58 (1), pp. 73–104.

Wells N. J. (1981) “Suarez on the Eternal Truths: Part II”, in The Modern Schoolman, vol. 58 (2), pp. 159–174.

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Выпуск

Раздел

История христианской мысли