Единство божественного и человеческого во Христе: халкидонское определение и «христология Духа» Пауля Тиллиха

  • Александр Леонидович Чернявский Институт проблем управления РАН, Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 65

Аннотация

Христологические споры VI–VII в. (полемика Леонтия Византийского с несторианами и евтихианами и Максима Исповедника — с моноэнергистами/монофелитами) показали, что халкидонское определение порождает ряд проблем, неразрешимых в рамках традиционного богословия: неясный онтологический статус человеческой природы без человеческой ипостаси; несогласованность онтологических моделей, лежащих в основе тринитологии и христологии; необходимость прибегать к искусственной интерпретации евангельских свидетельств о Христе. Однако халкидонское определение — это только один из возможных способов описания единства божественного и человеческого во Христе. В качестве примера альтернативного описания, в котором указанные выше проблемы не возникают, рассматривается христология Пауля Тиллиха. Идея Тиллиха состоит в том, чтобы заменить традиционное представление о Логосе, воплотившемся в человека, представлением о Духе Божьем, преобразившем человека. В соответствии с этим представлением Бог воздействует не на не имеющую ипостаси человеческую природу, а на ипостась человека через ее объединяющий центр. Во время земной жизни Христа это воздействие происходило только в Его ипостаси как человека, а после Его крестной смерти и воскресения (и благодаря им) оно распространяется на всех людей.

Ключевые слова:

христология, халкидонское определение, человеческая природа, онтологическая интерпретация, объединяющий центр ипостаси, евангельские свидетельства, христология Духа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Benevich G. I., Shufrin A. M. (2007) “Delo Maksima”, in Benevich G. I., Biryukov S., Shufrin A. M. (eds) Maksim Ispovednik. Polemika s origenizmom i monoenergizmom, pp. 13–79. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Chernyavsky A. (2020) The crisis of traditional theology and the search for a way out. Moscow; St. Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ. (In Russian)

Dionisius (Shlyonov), hieromonk (2004) “Gethsemane prayer in the light of the Christology of St. Maximus the Confessor”, in Disput s Pirrom. Prp. Maksim Ispovednik i khristologicheskie spory VII stoletiia, pp. 339–378. Moscow, Khram Sofii Premudrosti Bozhiei v Srednikh Sadovnikakh Publ. (In Russian)

Florovsky G. V. (1992) Eastern Fathers of the 5th–8th centuries. Moscow, Palomnik Publ. (In Russian)

Habets M. (2003) “Spirit Christology: Seeing in Stereo”, in Journal of Pentecostal Theology, vol. 11, no. 2, pp. 199–234.

Krausmüller D. (2011) “Making Sense of the Formula of Chalcedon: the Cappadocians and Aristotle in Leontius of Byzantium’s ‘Contra Nestorianos et Eutychianos’”, in Vigiliae Christianae, vol. 65, no. 5, pp. 484–513.

Krausmüller D. (2020) “Making Sense of the Formula of Chalcedon: the Cappadocians and Aristotle in Leontius of Byzantium’s ‘Contra Nestorianos et Eutychianos’”. Transl. by A. Chernyavsky, in Bogoslov.ru. December 21. Rus. ed. Available at: https://bogoslov.ru/article/6169306 (accessed: 26.08.2021). (In Russian)

Loofs F. (1888) “Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche”, in Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Bd. 3 (1), S. 1–317.

Macquarrie J. (1974) “Some Problems of Modern Christology”, in Indian Journal of Theology, vol. 23, no. 3–4, pp. 155–175.

Mcrtchyan R. A. (2013) “Concepts of general and particular natures in chalcedonite and pre-chalcedonite Christology”, in Tserkov’ i vremia, no. 2, pp. 29–62. (In Russian)

Seleznyov N. N. (2005) Nestorius and the Church of the East. Moscow, Put’ Publ. (In Russian)

Tillich P. (1976) Systematic Theology. In 3 vols. Russ. ed. Moscow; St. Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ. (In Russian)

Опубликован
2021-10-19
Раздел
Исследования