Исторический Иисус против халкидонского определения: проблема неведения Христа

Авторы

  • Александр Леонидович Чернявский Институт проблем управления РАН, Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 65

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.106

Аннотация

Некоторые речения Иисуса показывают, что Он не обладал всеведением. Однако это несовместимо с халкидонским определением, согласно которому во Христе божественная и человеческая природы соединены в одном лице. Поэтому традиционная теология пришла к выводу, что «неведение Христа» было только кажущимся. Вместе с тем новозаветная библеистика показала, что Христос как человек действительно не знал времени конца света и Своего второго пришествия. Более того, Он ожидал, что эти события произойдут в самом ближайшем будущем. В статье показано, что аргументы ученых-новозаветников настолько убедительны, что несовместимость евангельского свидетельства о Христе с халкидонским определением можно считать научно установленным фактом. Эти результаты новозаветной библеистики принципиально меняют ситуацию в современном христианском богословии: буквальное понимание халкидонской формулы стало теперь не просто трудным для современного человека, но попросту невозможным. Однако халкидонское определение — это только один из возможных способов описания единства божественного и человеческого во Христе. Альтернативные способы не только теоретически возможны, но уже предложены и реально существуют в христианском богословии. В заключительном разделе статьи кратко описаны три таких способа, предложенные Карлом Бартом, Альбертом Швейцером и Паулем Тиллихом.

Ключевые слова:

христология, халкидонское определение, проблема неведения Христа, исторический Иисус, эсхатологическая катастрофа, новозаветная библеистика, критерий несводимости

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Caird G. B. (1980) The language and imagery of the Bible. London, Westminster Press.

Chernyavsky A. L. (2021) “The unity of the divine and the human in Christ: The Chalcedonian definition and Paul Tillich’s Spirit Christology”, in Issues of Theology, vol. 3, no. 3, pp. 400–416. (In Russian)

Dodd C. H. (1961) The Parables of the Kingdom. New York, Charles Scribner.

Jeremias J. (1999) New Testament Theology. Part 1: The Proclamation of Jesus. Rus. ed. Moscow, Vostochnaia literatura Publ. (In Russian)

John Damascene (2003) An Exact Exposition of the Orthodox Faith. Moscow, Sretenskii monastyr’ Publ. (In Russian)

Metzger B. M. (1996) The text of the New Testament. Rus. ed. Moscow, Bibleisko-bogoslovskii institut Publ. (In Russian)

Pannenberg W. (1977) Jesus, God and man. Philadelphia, The Westminster Press.

Powell H. C. (1896) The principle of the incarnation. London; New York; Bombay, Longmans, Green, & Co.

Sanders E. P. (2012) Jesus and Judaism. Rus. ed. Moscow, Mysl’ Publ. (in Russian).

Schweitzer A. (2018) My Life and Thought. Rus. ed. Moscow; St Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ. (In Russian)

Sumner D. O. (2016) Karl Barth and the Incarnation: Christology and the humility of God. London, T&T Clark.

Tillich P. (2017) Systematic theology. Vols 1–2. Rus. ed. Moscow; St Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.03.2023

Выпуск

Раздел

Исследования