Исторический Иисус против халкидонского определения: проблема неведения Христа
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.106Аннотация
Некоторые речения Иисуса показывают, что Он не обладал всеведением. Однако это несовместимо с халкидонским определением, согласно которому во Христе божественная и человеческая природы соединены в одном лице. Поэтому традиционная теология пришла к выводу, что «неведение Христа» было только кажущимся. Вместе с тем новозаветная библеистика показала, что Христос как человек действительно не знал времени конца света и Своего второго пришествия. Более того, Он ожидал, что эти события произойдут в самом ближайшем будущем. В статье показано, что аргументы ученых-новозаветников настолько убедительны, что несовместимость евангельского свидетельства о Христе с халкидонским определением можно считать научно установленным фактом. Эти результаты новозаветной библеистики принципиально меняют ситуацию в современном христианском богословии: буквальное понимание халкидонской формулы стало теперь не просто трудным для современного человека, но попросту невозможным. Однако халкидонское определение — это только один из возможных способов описания единства божественного и человеческого во Христе. Альтернативные способы не только теоретически возможны, но уже предложены и реально существуют в христианском богословии. В заключительном разделе статьи кратко описаны три таких способа, предложенные Карлом Бартом, Альбертом Швейцером и Паулем Тиллихом.
Ключевые слова:
христология, халкидонское определение, проблема неведения Христа, исторический Иисус, эсхатологическая катастрофа, новозаветная библеистика, критерий несводимости
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.