Человек между вертикалью духа и горизонтом души: педагогические процессы становления, развития и формирования человека в свете православной антропологии

Авторы

  • Андрей Александрович Остапенко Кубанский государственный университет, Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149; Екатеринодарская духовная семинария, Российская Федерация, 350000, Краснодар, ул. Фрунзе, 67 https://orcid.org/0000-0002-5986-1361

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.104

Аннотация

В статье с точки зрения православной антропологии рассматривается соотношение педагогических процессов становления, развития и формирования человека. Автор осуществляет попытку согласовать понятия богословской антропологии с терминологией научной педагогики, а также на основе антропологического подхода гармонизовать ключевые установки советской, гуманистической и со-óбразной православно ориентированной педагогик. Особое внимание уделено попытке корректно объяснить суть духовного и душевного устройства человеческой природы без использования богословской терминологии для светских педагогов. Это сделано с помощью базовых метафор «вертикаль духовного становления» и «горизонт душевного развития», позволяющих наглядно представить принципиальные различия между духовной и душевной составляющими человеческой природы. Духовное становление рассматривается как процесс совершенствования человека через преодоление нравственного релятивизма и соблазнов грехом и пороком, а душевное развитие — как процесс расширения и распространение разумных, волевых и чувственно-эмоциональных сил человека через создание благоприятных условий. Формирование человека через внешнее воздействие на душевную часть человеческой природы есть организованный процесс, уравновешивающий стихийность процесса душевного развития. В статье делается попытка согласования святоотеческого учения о человеке и положений современной педагогической антропологии.

Ключевые слова:

дихотомия и трихотомия человеческой природы, базовая метафора, вертикаль духа, горизонт души, становление человека, развитие человека, формирование человека, преодоление греха, педагогическая поддержка, педагогическое воздействие, со-óбразная педагогика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Dal’ V. I. (1909) Explanatory dictionary of the living Great Russian language . In 4 vols, vol. 4. 3th ed. St Petersburg; Moscow, Tovarishchestvo M. O. Vol’f Publ. (In Russian)

Feofan Zatvornik, svt. (2005) Interpretations of the Epistles of the Apostle Paul to the Thessalonians, to Philemon, to the Hebrews. Moscow, Pravilo very Publ. (In Russian)

Feofan Zatvornik, svt. (2009) What is spiritual life and how to tune in to it? A collection of letters. Moscow, Pravilo very Publ. (In Russian)

Feofan Zatvornik, svt. (2010) The outline of a Christian moral teaching. 2nd ed. Moscow, Pravilo very Publ. (In Russian)

Filaret (Vakhromeev), mitr. (2008) A person in history. Minsk, Sviato-Elizavetinskii zhenskii monastyr’ Publ. (In Russian)

Georgij (Shestun), igum. (2010) Orthodox pedagogy. 4th ed. Moscow, PRO-PRESS Publ. (In Russian)

Gostev A. A. (2008) Psychology and metaphysics of the figurative sphere of man. Moscow, Genezis Publ. (In Russian)

Gregory of Nyssa (1861) Creations. [In 8 parts], part. 1. Moscow, Tipografiia V. Got’e Publ. (In Russian)

Ignatii Brianchaninov, svt. (2008) The complete collection of creations. In 8 vols, vol. 1. Moscow, Palomnik Publ. (In Russian)

Isaev E. I., Slobodchikov V. I. (2013) Psychology of human education: the formation of subjectivity in educational processes: Tutorial. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Kiprian (Kern), arkhim. (1950) The anthropology of St. Gregory Palamas. Paris, YMCA-Press. (In Russian)

Kononovich E .V., Moroz V. I. (2011) General course of astronomy. 4th ed. Moscow, Librokom Publ. (In Russian)

Leonov Vadim, prot. (2016) Fundamentals of Orthodox Anthropology. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskoi Patriarkhii Publ. (In Russian)

Leont’ev K. N. (1912) Collected works. In 9 vols, vol. 5. Moscow, V. M. Sablin Publ. (In Russian)

Losskij V. N. (1995) In the image and likeness. Moscow, Svyato-Vladimirskoe Bratstvo Publ. (In Russian)

Melik-Pashaev A. A. (2000) The artist’s world. Moscow, Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)

Nellas P. (2011) Deification. Fundamentals and Prospects of Orthodox Anthropology, transl. from English by N. B. Larionov. Moscow, Nikeia Publ. (In Russian)

Nesmelov V. (1887) The dogmatic system of St. Gregory of Nyssa. Kazan’, Tipografiia Imperatorskogo universiteta. (In Russian)

Ostapenko A. A. (2019) What makes up the completeness of a person’s education. Moscow, NII shkol’nykh tekhnologii Publ. (In Russian)

Ostapenko A. A., Slobodchikov V. I. (2021) “‘Vochelovechenie’ or ‘vochelovechivanie’: how to avoid confusion of theological category and psychological-anthropological concept”, in Russkaia slovesnost’, vol. 2, pp. 88–90. (In Russian)

Ozhegov S. I. (1952) Dictionary of the Russian language. 2nd ed. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo inostrannykh i natsional’nykh slovarei Publ. (In Russian)

Skovoroda G. S. (1973) Essays. In 2 vols, vol. 2. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Slobodchikov V. I. (2013) “The wisdom of chastity. And how is she brought up?”, in Vinograd. Zhurnal dlia roditelei, vol. 3 (53), pp. 4–9. (In Russian)

Slobodskoi Serafim, prot. (2009) The law of God. A guide for family and school with many illustrations. Sviato-Uspenskaia Pochaevskaia Lavra Publ. (In Russian)

Sukhomlinskii V. A. (1979) Selected works. In 5 vols, vol. 2. Kiev, Radians’ka shkola Publ. (In Russian)

Zakharchenko M. V. (2009) “Problems of education in the book of Abbot George (Shestun) ‘Orthodox Pedagogy’ in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. IV. Pedagogika, vol. 1(12), pp. 116–117. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

13.05.2022

Выпуск

Раздел

Теология: тексты и контексты

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)