Человек между вертикалью духа и горизонтом души: педагогические процессы становления, развития и формирования человека в свете православной антропологии
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.104Аннотация
В статье с точки зрения православной антропологии рассматривается соотношение педагогических процессов становления, развития и формирования человека. Автор осуществляет попытку согласовать понятия богословской антропологии с терминологией научной педагогики, а также на основе антропологического подхода гармонизовать ключевые установки советской, гуманистической и со-óбразной православно ориентированной педагогик. Особое внимание уделено попытке корректно объяснить суть духовного и душевного устройства человеческой природы без использования богословской терминологии для светских педагогов. Это сделано с помощью базовых метафор «вертикаль духовного становления» и «горизонт душевного развития», позволяющих наглядно представить принципиальные различия между духовной и душевной составляющими человеческой природы. Духовное становление рассматривается как процесс совершенствования человека через преодоление нравственного релятивизма и соблазнов грехом и пороком, а душевное развитие — как процесс расширения и распространение разумных, волевых и чувственно-эмоциональных сил человека через создание благоприятных условий. Формирование человека через внешнее воздействие на душевную часть человеческой природы есть организованный процесс, уравновешивающий стихийность процесса душевного развития. В статье делается попытка согласования святоотеческого учения о человеке и положений современной педагогической антропологии.
Ключевые слова:
дихотомия и трихотомия человеческой природы, базовая метафора, вертикаль духа, горизонт души, становление человека, развитие человека, формирование человека, преодоление греха, педагогическая поддержка, педагогическое воздействие, со-óбразная педагогика
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.