Ноология Плотина как опыт рациональной теологии

Авторы

  • Священник Максим Никулин Санкт-Петербургская духовная академия, Российская Федерация, 191167, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 17; Русская христианская гуманитарная академия, Российская Федерация, 191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.202

Аннотация

Теология Плотина часто рассматривается в мистическом аспекте. В нем видят больше опытного созерцателя, чем дискурсивного богослова. Но в последнее время также выходят работы, раскрывающие моменты положительного богословия философа. Генология Плотина есть теология, но Единое трансцендентно и поэтому исключает возможность катафатики. Ноология также является теологией, поскольку философ называет Ум Богом. Термин «рациональная теология» может пониматься в двух смыслах — как разумная теология и как рассудочная теология, соответствующие двум этапам богопознания — эмпирическому и дескриптивному. В трактате «О познающих Ипостасях и том, что по ту сторону» Плотин рассуждает о двух способах познания Ума — интуитивном и дискурсивном. Душа может эмпирически почувствовать Ум, причаститься, уподобиться и даже стать Им, но также она может осмыслить свой опыт через рассудок (διάνοια, λογιστικόν), поскольку он связан с Умом через содержащиеся в нем письмена (γράμμασιν), законы (νόμοις), правила (κάνοσιν). Психология тоже может рассматриваться как «рациональная теология», но не в смысле, сформированном в контексте христианского богословия, который придается термину в настоящее время. В структуре Ума Плотин выделяет триаду «умопостигаемое — Ум — мышление». Эта триада близка структуре «чистого Я» Э. Гуссерля, но феноменологическая гносеология бытийно не фундирована, в отличие от неоплатонической модели. Ноология могла бы стать онтологическим фундаментом современной эпистемологии, а ее теологичность — основанием всякого гуманитарного знания.

Ключевые слова:

Плотин, Платон, ноология, рациональная теология, философская теология, неоплатонизм, триадология, генология, психология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bogomolov A. V. (2019) “Apophatic projection of the doctrines of matter in the philosophy of Plato, Aristotle and Plotinus”, in Gramota, vol. 12, iss. 5, pp. 91–94. (In Russian)

Boulnois M.-O. (1994) Le paradoxe trinitaire chez Cyrille d’Alexandrie. Herméneutique, analyses philosophiques et argumentation théologique. Paris, Institut d’Études Augustiniennes.

Bradshaw D. (2012) Aristotle in the East and in the West: Metaphysics and the division of Christendom. Rus. ed. Moscow, Iazyki slavianskikh kul’tur Publ. (In Russian)

Chase M. (2014) “Time and Eternity from Plotinus and Boethius to Einstein”, in ΣΧΟΛΗ, vol. 8.1, pp. 67–110.

Chitchaline Y. (1992) “À propos du titre du Traité de Plotin Περὶ τῶν τριων ἀρχικῶν ὑποστασεων (Enn. V, 1)”, in Revue des Études Grecques, vol. 105, Janvier — juin, pp. 253–261.

Cyrillus Alexandrinus. (1863) “Contra Julianum”, in Patrologia graeca, vol. 76, col. 503–1064. Parisiis, Ex typis J.-P. Migne.

Edelstein L., ed. (1966) Plato’s Seventh Letter. Leiden, Brill.

Flint T. P., Rea M. C., eds. (2013) The Oxford handbook of philosophical theology. Moscow, Iazyki slavianskikh kul’tur Publ. (In Russian)

Gaginsky A. M. (2019) “Boethius’ philosophical theology: a paradigm of identity”, in Khristianskoe chtenie, vol. 1, pp. 12–23.

Huian (Albu) G. (2019) “Expressing the transcendence: The beginnings of the negative theology in the writings of Plotinus”, in Filosofiia. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, vol. 3 (1), pp. 93–120.

Irénée de Lyon. (1969) “Contre les hérésies V”, in Sources chrétiennes, vol. 153. Paris, Les éditions du Cerf.

Khlebnikov G. V. (2009) “Some aspects of philosophical mysticism in antiquity (mysticism of Philo of Alexandria, Plotinus and Iamblichus)”, in Kul’turologiia, vol. 4 (51), pp. 119–134. (In Russian)

Lega V. P. (2009) History of Western philosophy. In 2 parts, part 2: New time. Contemporary Western philosophy. 2nd ed. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta Publ. (In Russian)

McPherran M. L. (2006) “Platonic Religion”, in A Companion to Plato. Ed. by H. H. Benson, pp. 244–259. Malden, Oxford, Carlton, Blackwell Publ. Ltd.

Meiendorf I. (2007) Introduction to patristic theology. Minsk, Luchi Sofii Publ. (In Russian)

Morris T. (2011) Our idea of God. Introduction to philosophical theology. Rus. ed. Moscow, Izdatel’stvo BBI Publ. (In Russian)

Plato (1968) “Respublica”, in Platonis opera. Ed. by J. Burnet. In 5 vols, vol. 4, st II. 327a–621d. Oxford, Clarendon Press.

Platon, Brisson L., ed. (1987) Lettres. Paris, Flammarion.

Platon. (2014) Laws, Epinomis, Letters. St Petersburg, Nauka Publ. (In Russian)

Plotin, Sidash T. G., transl. (2016) Fifth Ennead. St Petersburg, Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)

Rist J. M. (1965) “Neopythagoreanism and Plato’s Second Letter”, in Phronesis, vol. 10, pp. 78–81.

Sennet, J. F., comp. (2014) The analytic theist: An Alvin Plantinga reader. Moscow, Iazyki slavianskikh kul’tur Publ. (In Russian)

Shmonin D. V. (2021) The mystery of the answer: An introduction to rational theology. St Petersburg, Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii Publ., Izdatel’stvo Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena Publ. (In Russian)

Shokhin V. K. (2018) Philosophical theology: Canon and variation. St Petersburg, Nestor-Istoriia Publ. (In Russian)

Sidash T. G. (2016) “Afterword (Translator’s notes)”, in Plotin. Fifth Ennead, pp. 295–318. St Petersburg, Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)

Swinburne R. (2014) The existence of God. Transl. by M. O. Kedrova. Rus. ed. Moscow, Iazyki slavianskikh kul’tur Publ. (In Russian)

Svetlov R. V. (2019) “Rational theology in antiquity”, in Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii, vol. 1, pp. 7–16. (In Russian)

Volkova N. P. (2017) “God-Mind in the philosophical theology of Plato, Aristotle and Plotinus”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, vol. 73, pp. 95–105. (In Russian)

Zen’kovskii V., prot. (1930) “Overcoming Platonism and the problem of Sophian creature”, in Put’, vol. 24, pp. 3–40. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

17.06.2022

Выпуск

Раздел

Теология: тексты и контексты