Образ Адама в Коране

Авторы

  • Павел Николаевич Костылев Институт Китая и современной Азии РАН, Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр., 32 https://orcid.org/0009-0004-9450-381X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2025.102

Аннотация

Статья посвящена анализу коранических представлений об Адаме — первом человеке, созданном Аллахом. Адам описывается Кораном как наместник Аллаха на земле, созданный из праха земного (turāb), впоследствии искушенный и падший, но без последствий в виду первородного греха, прощенный Аллахом и заслуживший пророческое достоинство. Подробно проанализированы вторичные коранические контексты образа Адама: семантика праха; различия между людьми («сынами Адама») как основание антропологически вертикального исламского понимания общества; «день Аласту» — метаисторическое основание исламского универсализма; противоположное поминанию Аллаха небрежение сердца, в котором пребывают как люди, так и джинны, как ступень на пути к неверию. Комплексный коранический сюжет завета, искушения и падения Адама связывается с контекстами забвения; нашептывания (waswas) со стороны Иблиса — главного представителя пусть и подотчетных Аллаху, но злых сил в исламской картине мира; противоположного терпению ослушания (‘aṣyāb); судьбы сбившегося с пути и завлеченного красотами земной жизни человека. В Адаме исходно заложены все человеческие сильные и слабые стороны, комплексно раскрытые в Коране (прежде всего на примере истории о творении человека) с использованием таких рядоположенных понятий, как bashar — человек, род человеческий; ins — люди как вид живых существ; insān — человек; nās — люди; zawj — пара, супруги; rajul — муж, мужчина и т. д.

Ключевые слова:

ислам, Коран, Адам, первый человек, религиозная антропология, исламская антропология, кораническая антропология, «день Аласту»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

As-Sujuti Dzhalal ad-Din (2000). The Perfection in Quranic Sciences. Issue 1. The doctrine of the interpretation of the Quran. Moscow, Muravej Publ. (In Russian)

As-Sujuti Dzhalal ad-Din (2003). The Perfection in Quranic Sciences. Issue 3. The doctrine of the code of the Quran. Moscow, Muravej Publ. (In Russian)

Frolov D. V. (2014) The commentary to the Quran. Thirtieth juz’. Vol. 2. Surah 88–97. Moscow, Vostochnaja kniga Publ. (In Russian)

Frolov D. V. (2019) The commentary to the Quran. Hawamim surahs. Surah 40. Moscow, Izdatelstvo VKN Publ. (In Russian)

Girgas V. F. (2006) Arab-Russian Dictionary to Quran and Hadith. St. Petersburg, Dilya Publ. (In Russian)

Jones A. (2005) Arabic Through the Qur’ān. Islamic Texts Society.

Kostylev P. N. (2014) “Religious anthropology as religious studies discipline”, in Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 10, iss. I, pp. 92–95. (In Russian)

Kostylev P. N., Babintsev E. O. (2018) Quranic anthropology: main aspects. Moscow, Medina Publ. (In Russian)

Krachkovskiy I. Ju., ed. (1986) The Quran. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Nadirov I. I. (2021) Jahiliyya and Islam: studies in demonology. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University. (In Russian)

Nikonov K. I. (2011) “Religiological aspects of philosophical and theological anthropology: Еxperience review”, in Voprosy religii i religiovedeniya. Vyp. 2. Issledovaniia. Kn. 2. Religioznaia i filosofskaia antropologiia: istoriia i sovremennost’, pp. 29–65. Moscow, MediaProm. (In Russian)

Osmanov M.-N. O., ed. (2008) The Quran. St. Petersburg, Dilya Publ. (In Russian)

Schimmel A. (2012) Mystical Dimensions of Islam, Tr. by N. I. Prigarina, A. S. Rappoport, Moscow, Sadra Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.04.2025

Выпуск

Раздел

Исследования