Концепция эвдемонии в контексте аристотелевской рациональной теологии

Авторы

  • Роман Викторович Светлов Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Российская Федерация, 236041, Калининград, ул. Александра Невского, 14 https://orcid.org/0000-0001-7767-1441

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.301

Аннотация

Аристотелевское учение о богопознании предполагает две модели этого процесса: «по природе» и «по научению». Внимательное прочтение «Никомаховой этики» позволяет рассмотреть данный текст как один из важных источников по учению Стагирита о постижении Бога «по природе». Эвдемония в трактовке Аристотеля подразумевает жизнь согласно природе. Но в человеческой природе доминирующим является разум. Поэтому высшей, наиболее счастливой и наполненной высшим удовольствием оказывается мыслительная деятельность. Именно это выступает основанием превосходства жизни теоретической над жизнью практической. Конечно, бессмертие — вещь недостижимая для человека как существа не только разумного, но и общественного, и обладающего телом. Однако в своем высшем проявлении, в акте мышления, он бестелесен. Интеллектуальное созерцание, которое позволяет схватить предмет в его существе, увидеть его форму, — это способ бытия вне тела, того бытия, которым «обеспеченно» обладает Бог. Здесь совпадают эвдемония, созерцательность и наиболее правильное, высшее удовольствие. Иными словами, высшая форма счастливой жизни, которая доступна человеку, — это счастье не просто божественное, но само счастье Божества. Тот человек, который удостоился его, познает Бога уже не через размышление и рассудок, а непосредственно, через собственный опыт.

Ключевые слова:

аристотелевская этика, телеология, теология Ликея, эвдемония, учение Аристотеля об удовольствии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Brentano F. (2002) “The psychology of Aristotle in the light of his doctrine of νους ποιητικός”. Ed. and comm. by I. V. Makarova, in Istoriko-filosofskii ezhegodnik, pp. 308–339. (In Russian)

Chroust A.-H. (1972) “‘Mystical Revelation’ and ‘Rational Theology’ in Aristotle’s ‘On Philosophy’”, in Tijdschrift voor Filosofie, 34ste Jaarg., Nr. 3 (September), S. 500–512.

Drozdek A. (2007) Greek philosophers as theologians: The divine arche. London, Ashgate Publ.

Garntsev M. A. (1987) The problem of self-consciousness in Western European philosophy (from Aristotle to Descartes) . Moscow, Мoscow University Press. (In Russian)

Huby P. M. (1979) “The paranormal in the works of Aristotle and his circle”, in Apeiron, vol. XIII, pp. 52–57.

Svetlov R. V. (2019) “Rational theology in Antiquity”, in Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii, no. 1 (3), pp. 7–16. (In Russian)

Tantlevsky I. R. (2019) “Aristotle’s ‘Soteriology’”, in Voprosy filosofii, vol. 2, pp. 148–159. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Выпуск

Раздел

Исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)