Концепция эвдемонии в контексте аристотелевской рациональной теологии
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.301Аннотация
Аристотелевское учение о богопознании предполагает две модели этого процесса: «по природе» и «по научению». Внимательное прочтение «Никомаховой этики» позволяет рассмотреть данный текст как один из важных источников по учению Стагирита о постижении Бога «по природе». Эвдемония в трактовке Аристотеля подразумевает жизнь согласно природе. Но в человеческой природе доминирующим является разум. Поэтому высшей, наиболее счастливой и наполненной высшим удовольствием оказывается мыслительная деятельность. Именно это выступает основанием превосходства жизни теоретической над жизнью практической. Конечно, бессмертие — вещь недостижимая для человека как существа не только разумного, но и общественного, и обладающего телом. Однако в своем высшем проявлении, в акте мышления, он бестелесен. Интеллектуальное созерцание, которое позволяет схватить предмет в его существе, увидеть его форму, — это способ бытия вне тела, того бытия, которым «обеспеченно» обладает Бог. Здесь совпадают эвдемония, созерцательность и наиболее правильное, высшее удовольствие. Иными словами, высшая форма счастливой жизни, которая доступна человеку, — это счастье не просто божественное, но само счастье Божества. Тот человек, который удостоился его, познает Бога уже не через размышление и рассудок, а непосредственно, через собственный опыт.
Ключевые слова:
аристотелевская этика, телеология, теология Ликея, эвдемония, учение Аристотеля об удовольствии
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.