Рациональная теология: казус Филона Александрийского

Авторы

  • Роман Викторович Светлов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.104

Аннотация

Феномен рациональной теологии возникает в тот момент, когда появляется необходимость адаптации традиционных или новых религиозных идей к актуальным и наиболее характерным интеллектуальным практикам. Казус Филона Александрийского может быть хорошим примером того, как данный процесс происходит, когда две различные культурные традиции начинают взаимный перевод дискурсов. На материале трактата De opificio mundi мы рассматриваем, какое влияние это оказывает на важнейшие теологические концепции Филона. Мы выделяем три момента: 1) оценку Филоном космогонического и исторического повествования Моисея как метафизического пролога к его законодательству; 2) толкование Филоном природного закона и природного бытия как иносказания закона нравственного и метафизического; 3) аристотелевские мотивы в описании Филоном деятельности Бога-Создателя. Можно сделать вывод, что Филон воспринимает греческий философский язык как вполне приемлемый способ прочтения и законов природы, и иудейского Писания (что объясняется им через «гипотезу заимствования»). В итоге закон Моисея оказывается включен в реформированную Филоном структуру античного универсума. Греческий философский дискурс трактуется как одно из проявлений божественного Откровения — точка зрения, которая будет в дальнейшем распространена у некоторых раннехристианских авторов (например, у Климента Александрийского).

Ключевые слова:

рациональная теология, Филон Александрийский, аристотелизм, платонизм, экзегеза, Ветхий Завет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Benevich G. I. (2013) “On the Absence of προαίρεσις among the gods in Neoplatonism and a parallel in Christian thought”, in Vestnik RHGA, vol. 14, no. 3, pp. 143–148. (In Russian)

Bonazzi M. (2008) “Towards transcendence: Philo and the renewal of Platonism in the early Imperial Age”, in Alesse F. (ed.) Philo of Alexandria and Post-Aristotelian Philosophy. Leiden; Boston, Brill, pp. 233–252.

Dillon J. (2008) “Philo and hellenistic Platonism”, in Alesse F. (ed.) Philo of Alexandria and Post-Aristotelian Philosophy. Leiden; Boston, Brill, pp. 223–232.

Mack B. (1984) “Philo Judaeus and Exegetical Traditions in Alexandria”, in Aufstieg und Niedergang der römischen Welt, Bd. II, Nr. 21, S 554–586.

Matusova E. D. (2001) “Philo of Alexandria and Greek Doxography”, in Vestnik Drevnej istorii, no. 1, p. 40–52. (In Russian)

Radice R. (2009) “Philo’s Theology and Theory of Creation”, in The Cambridge Companion to Philo. Cambridge University Press, pp. 124–145.

Runia D. (1986) Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden; Boston, Brill.

Runia D. (2011) Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1997–2006. Leiden; Boston, Brill.

Svetlov R. V. (2019) “Rational theology in antiquity”, in Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii, no. 1 (3), pp. 7–16. (In Russian)

Sterling G. (2005) “‘Day one’: platonizing exegetical traditions of Genesis 1:1–5 in John and jewish authors”, in The Studia Philonica Annual, vol. XVII, pp. 118–140.

Sterling G. E. (2005) “The Jewish Philosophy: The Presence of Hellenistic Philosophy in Jewish Exegesis in the Second Temple Period”, in Backos C. (ed.) Ancient Judaism in its Hellenistic Context. Leiden; Boston, Brill, pp. 131–153.

Загрузки

Опубликован

06.05.2020

Выпуск

Раздел

Повороты иудейской мысли

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)