Рациональная теология: казус Филона Александрийского
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.104Аннотация
Феномен рациональной теологии возникает в тот момент, когда появляется необходимость адаптации традиционных или новых религиозных идей к актуальным и наиболее характерным интеллектуальным практикам. Казус Филона Александрийского может быть хорошим примером того, как данный процесс происходит, когда две различные культурные традиции начинают взаимный перевод дискурсов. На материале трактата De opificio mundi мы рассматриваем, какое влияние это оказывает на важнейшие теологические концепции Филона. Мы выделяем три момента: 1) оценку Филоном космогонического и исторического повествования Моисея как метафизического пролога к его законодательству; 2) толкование Филоном природного закона и природного бытия как иносказания закона нравственного и метафизического; 3) аристотелевские мотивы в описании Филоном деятельности Бога-Создателя. Можно сделать вывод, что Филон воспринимает греческий философский язык как вполне приемлемый способ прочтения и законов природы, и иудейского Писания (что объясняется им через «гипотезу заимствования»). В итоге закон Моисея оказывается включен в реформированную Филоном структуру античного универсума. Греческий философский дискурс трактуется как одно из проявлений божественного Откровения — точка зрения, которая будет в дальнейшем распространена у некоторых раннехристианских авторов (например, у Климента Александрийского).
Ключевые слова:
рациональная теология, Филон Александрийский, аристотелизм, платонизм, экзегеза, Ветхий Завет
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.