Особенности экклезиологического дискурса преподобного Порфирия Кавсокаливита
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.312Аннотация
В статье анализируется подход преподобного Порфирия Кавсокаливита к экклезиологическим вопросам, в частности, к центральному в этом дискурсе положению «Церковь вечна и нетварна». Предпринята попытка определить истоки и найти логическое обоснование концепции «вечной и нетварной» Церкви. Возникновение этой оригинальной богословской формулы преподобного Порфирия может быть связано с буквальным истолкованием новозаветной метафоры Церкви как Тела Христова (Еф 1:23; 1 Кор 12). Характерная особенность экклезиологического дискурса преподобного Порфирия — отождествление Церкви и Христа, Церкви и Бога, Церкви и Святой Троицы. Показана также взаимосвязь его богословских представлений с экклезиологическими построениями некоторых христианских писателей (свт. Епифаний Кипрский). Наравне с оригинальным в богословском отношении подходом преподобный Порфирий Кавсокаливит достаточно традиционен, когда рассуждает о Церкви в практическом отношении, о ее значении для спасения и канонического устройства христианства. Представление преподобного Порфирия о Церкви более мистично, чем теологично, оно основано не на рационализации, но на субъективном переживании опыта церковности. Учитывая догматическую неопределенность в экклезиологии Православной церкви, противоречивую и необычную концепцию вечной и нетварной Церкви преподобного Порфирия можно квалифицировать как частное богословское мнение.
Ключевые слова:
Порфирий Кавсокаливит, православная экклезиология, нетварная Церковь, вечная Церковь, основание Церкви, современное богословие
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.