Идея Севира Антиохийского о преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Часть первая

Авторы

  • Олег Николаевич Ноговицин Социологический институт РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14 https://orcid.org/0000-0002-0989-7921

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.402

Аннотация

В публикации представлена первая часть исследования, в котором рассматриваются идея Севира Антиохийского о преобразовании языка богословия от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Согласно Севиру, воплощение Бога Слова требует изменения и в богословском языке описания и исповедания этого центрального для христианства догмата по сравнению с тем языком, который прояснился в умозрениях Отцов-каппадокийцев применительно к описанию человеческим словом и исповедания догмата единосущия ипостасей Троицы. Проект преобразования понятийного содержания богословского языка составляет фундаментальный аспект всей системы понятий богословия Севира, однако существует лишь два текста, в которых этот проект представлен как специфическая идея реформы богословского языка, инициированная мистическим актом изменения природы вещей в событии воплощения: текст сохранившегося фрагмента третьего письма Севира к игумену Иоанну и 3-я глава трактата Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира», в которой данная идея Севира формулируется севирианским оппонентом Леонтия и в ходе диалога Леонтий дает на нее свой пространный критический ответ. В первой части исследования содержание этих текстов рассматривается с точки зрения богословского и исторического контекста смены этапов монофизитской полемики.

Ключевые слова:

Севир Антиохийский, Леонтий Византийский, монофизитство, халкидонизм, христология, триадология, природы и имена

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Brooks E. W., ed. (1916) A Collection of Letters of Severus of Antioch from Numerous Syriac Manuscripts. Paris, Brepols (Patrologia Orientalis 58 (12.2)).

Daley B. E. (2017) “Introduction”, in Leontius of Byzantium. Complete Works, pp. 1–110. Oxford, Oxford University Press.

Daley B. E., ed. (2017) Leontius of Byzantium, Complete Works. Oxford, Oxford University Press.

Davydenkov O. (2007) The Christological system of Severus of Antioch: A dogmatic analysis. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Davydenkov O. (2018) Christological system of moderate Monophysitism and its place in the history of Byzantine theological thought. Dr. Sci. diss. in Theology. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Diekamp F., Hrsg. (1907) Doctrina Patrum de incarnatione Verbi. Ein grichiesches Florilegium aus des Wende des siebenten und achten Jahrhunderts. Münster in Westf, Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung.

Evans D. B. (1970) Leontius of Byzantium: An Origenist Christology. Dumbarton Oaks, Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies.

Gallay P., Jourion M., éds (1974) Grégoire de Nazianze. Lettres Theologiques. Introd., texte critique, trad. et notes par P. Gallay avec la collaboration de M. Jourjon. Paris, Édition du Cerf (Sources Chretiennes 208).

Govorun S. N. (2005) “Severus of Antioch on the united energy and will of Christ”, in Tserkov’ i vremia, no. 3 (32), pp. 188–205. (In Russian)

Grillmeier A., Hainthaler T. (1995) Christ in Christian Tradition. Vol. 2: From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604), Part 2: The Church of Constantinople in the sixth century. Transl. by J. Cawte, P. Allen. London, Mowbray; Louisville, KY, WJK.

Hespel R., éd. (1969) Sévère d’Antioche. La polémique antijulianiste. II. B. L’Adversus Apologiam Juliani. Louvain, Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 301–302; Scriptores Syri 126–127).

Kotter B., Hrsg. (1973) Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. II: Expositio fidei. Berlin; New York, Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien 12).

Kotter B., Hrsg. (1981) Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. IV: Liber de haeresibus. Opera polemica. Berlin; New York, Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien 22).

Lebon J. (1909) Le monophysisme sévérien. Étude historique, littéraire et théologique de la résistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu’à la constitution de l’Église jacobite. Louvain, J. Van Linthout.

Lebon J. (1930) “Le pseudo-Denys l’Aréopagite et Sévère d’Antioche”, in Revue d’Histoire Ecclésiastique, vol. 26 (4), pp. 880–915.

Lebon J., éd. (1949) Seueri Antiocheni orationes ad Nephalium. Eiusdem ac Sergii Grammatici epistulae mutuae. Louvain, Secretariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 119–120; Scriptores Syri 64–65).

Lourié B. (2006) The History of Byzantine Philosophy: The formative period. St Petersburg, Axiōma. (In Russian)

Lourié B. (2015) “Leontius of Byzantium and His ‘Theory of Graphs’ against John Philoponus”, in The ways of Byzantine philosophy. Ed. by M. Knežević, pp. 144–146. Alhambra, California, Sebastian Press, Western American Diocese of the Serbian Orthodox Church, Faculty of Philosophy, Kosovska Mitrovica.

Maximus Confessor (1863) “Opuscula theologica et polemica 2 (Ad Marinum)”, in Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne, vol. 91, coll. 40A–56D.

Moreschini C., Gallay P., éds (1990) Grégoire de Nazianze. Discours 38–41. Paris, Édition du Cerf (Sources Chretiennes 358).

Schwartz E., Hrsg. (1939) Kyrillos von Skythopolis. Leipzig, Hinrichs.

Schwartz E., ed. (1914–1940) Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. I–II. Berolini et Lipsiae, W. de Gruyter.

Shchukin T. A. (2009) “Severus of Antioch”, in Antologiia vostochno-khristianskoi bogoslovskoi mysli. Ortodoksiia i geterodoksiia. In 2 vols, vol. 1, pp. 623–644. Moscow, Nicaea Publ.; St Petersburg, Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii Publ. (In Russian)

Shchukin T. A., Nogovitsin O. N., Baranov V. A., transl., comment. (2019) “Leontius of Byzantium. Refutation of syllogisms of Severus”, in ESSE: Filosofskie i teologicheskie issledovaniia, vol. 4 (2), pp. 191–248. (In Russian)

Stiglmayr J. (1928) “Der sog. Dionysius Areopagita und Severus von Antiochien. Zweiter Artikel”, in Scholastik, vol. 3 (2), pp. 161–189.

Torrance I. R. (1988) Christology after Chalcedon. Severus of Antioch and Sergius Monophysite. Norwich, Canterbury Press.

Yulaev F., transl. (2010) “St. Cyril of Alexandria. Two letters to Succensus, Bishop of Diocaesaraea”, in Bogoslovskii vestnik, no. 10, pp. 15–31. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.12.2022

Выпуск

Раздел

Исследования