Идея Севира Антиохийского о преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Часть третья

Авторы

  • Олег Николаевич Ноговицин Социологический институт РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14 https://orcid.org/0000-0002-0989-7921

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.202

Аннотация

Данное исследование представляет собой третью часть статьи, в которой рассматривается идея Севира Антиохийского о мистическом преобразовании в событии воплощения Христа значений важнейших для репрезентации богословского смысла этого события понятий «сущность», «природа», «ипостась» и «лицо», а также развернувшаяся вокруг этой идеи полемика между халкидонитами и монофизитами-севирианами, непосредственно представленная в 3-й главе трактата Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». По своему содержанию эта глава разделяется на две части, каждая из которых состоит из аргумента севирианского противника халкидонского вероисповедания и предложенного Леонтием развернутого опровержения данного аргумента. Содержание первой половины текста вращается вокруг философского анализа проблемы методологической адекватности самой формулировки идеи Севира с точки зрения как внешней философской мудрости, так и богословия. В заключительной, третьей части исследования предложена подробная интерпретация второй части 3-й главы трактата Леонтия, в которой представлена аргументация севириан и халкидонитов, направленная на решение проблемы грамматического, философского и богословского статуса экзегезы двусмысленных высказываний Святых Отцов и формулировку метода, который позволил бы устранить присутствующую в этих высказываниях омонимию.

Ключевые слова:

Севир Антиохийский, Леонтий Византийский, монофизитство, халкидонизм, христология, триадология, определение, грамматическое толкование, природы и имена

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Busse A., ed. (1887) Philoponi (olim Ammonii) In Aristotelis Categorias commentarium. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca XIII.1).

Busse A. ed. (1895) Ammonius. In Aristotelis categorias commentaries. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca IV.3).

Chernoglazov D. A., Benevich G. I., transl. (2011) Polemic writings: Leontius of Jerusalem, Theodore Abu Qurrah, Leontius of Byzantium. Krasnodar, Tekst Publ. (In Russian)

Cyrillus Alexandrinus (1859) “Scholia de Incarnatione Unigeniti”, in Patrologia Graeca. Ed. by J.-P. Migne, vol. 75, coll. 1370A-1412C.

Daley B. E., ed. (2017) Leontius of Byzantium. Complete Works. Oxford, Oxford University Press.

Gallay P., Jourion M., éds (1974) Grégoire de Nazianze. Lettres Theologiques. Introd., texte critique, trad. et notes par P. Gallay avec la collaboration de M. Jourjon. Paris, Édition du Cerf (Sources Chretiennes 208).

Gray P. T. R. (2006) “Introduction”, in Leontius of Jerusalem. Against the Monophysites: Testimonies of the Saints and Aporiae, pp. 1–43. Oxford, Oxford University Press.

Gray P. T. R., ed., transl. (2006) Leontius of Jerusalem. Against the Monophysites: Testimonies of the Saints and Aporiae. Oxford, Oxford University Press.

Hespel R., éd. (1952) Sévère d’Antioche. Le Philalèthe. Louvain, Université catholique de Louvain (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 133–134; Scriptores Syri 68–69).

Lebon I., ed. (1929) Severi Antiocheni liber contra impium Grammaticum. Orationis tertiae pars prior. Louvain, Typographeo M. Istas (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 93–94; Scriptores Syri 4–5).

Lebon I., ed. (1938) Severi Antiocheni liber contra impium Grammaticum. Oratio prima et orationis secundae quae supersunt. Louvain, Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 111–112; Scriptores Syri 59).

Lebon J., éd. (1949) Severi Antiocheni orationes ad Nephalium. Eiusdem ac Sergii Grammatici epistulae mutuae. Louvain, Peeters Publishers & Booksellers (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 119–120; Scriptores Syri 64–65).

Nogovitsin O. N. (2020a) “‘Antropological paradigm’ and paradigmatic method: Particular and common nature in the treatise of Leontius of Byzantium ‘Contra Nestorianos et Eutychianos’ and the Neoplatonic commentary tradition (I)”, in Platonic Investigations, iss. 12, no. 1, pp. 190–213. (In Russian)

Nogovitsin O. N. (2020b) “‘Antropological paradigm’ and paradigmatic method: particular and common nature in the treatise of Leontius of Byzantium ‘Contra Nestorianos et Eutychianos’ and the Neoplatonic commentary tradition (II)”, in Platonic Investigations, iss. 13, no. 2, pp. 174–208. (In Russian)

Nogovitsin O. N. (2021a) “‘Antropological paradigm’ and paradigmatic method: particular and common nature in the treatise of Leontius of Byzantium ‘Contra Nestorianos et Eutychianos’ and the Neoplatonic commentary tradition (III)”, in Platonic Investigations, iss. 14, no. 1, pp. 122–156. (In Russian)

Nogovitsin O. N. (2021b) “The Argument of Severus of Antioch on the Absurdity of Confessing Two Common Natures in Christ, The Reciprocal Argumentation of Johannes of Caesarea and the Monophysite-Chalcedonite Christological Debates of the VI–VII Centuries. Part 1”, in Bible and Christian Antiquity, no. 4 (12), pp. 66–91. (In Russian)

Nogovitsin O. N. (2022a) “The Argument of Severus of Antioch on the Absurdity of Confessing Two Common Natures in Christ, The Reciprocal Argumentation of Johannes of Caesarea and the Monophysite-Chalcedonite Christological Debates of the VI–VII Centuries. Part 2”, in Bible and Christian Antiquity, no. 2 (14), pp. 128–146. (In Russian)

Nogovitsin O. N. (2022b) “The Argument of Severus of Antioch on the Absurdity of Confessing Two Common Natures in Christ, The Reciprocal Argumentation of Johannes of Caesarea and the Monophysite-Chalcedonite Christological Debates of the VI–VII Centuries.Part 3”, in Bible and Christian Antiquity, no. 3 (15), pp. 69–103. (In Russian)

Nogovitsin O. N. (2022c) “Between the allegoresis and literal interpretation of the book of Genesis: exegetical method of John Philoponus in the treatise ‘On the creation of the world’”, in Byzantium, Europe, Russia: Social practices and the interconnection of spiritual traditions. Conference archive. iss. 2: Materials of the international scientific conference. St. Peterburg. September 22–24, 2022. Ed. by O. N. Nogovitsin, pp. 363–392. St. Petersburg, Russian Christian Academy for the Humanities Press. (In Russian)

Pseudo-Athanasius (1857) “De incarnatione contra Apollinarium”, in Patrologia Graeca. Ed. by J.-P. Migne, vol. 26, coll. 1132A–1165B.

Richard М. (1944) “Léonce de Jerusalem et Léonce de Byzance”, in Mélanges de Science Religieuse, vol. 1, pp. 35–88.

Richard M., Aubineau M., ed. (1977) Iohannes Caesariensis presbyteri et grammatici Opera quae supersunt. Turnhout, Brepols; Louvain, Université catholique de Louvain (Corpus Christianorum Series Graeca 1).

Scholten C., Hrsg. (1997) Johannes Philoponos. De opificio mundi. Über die Erschaffung der Welt. Bd. 1–3. Freiburg; Basel; Wien; Barcelona; Rom; New York, Herder.

Schwartz E., ed. (1914–1940) Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. I–II. Berolini et Lipsiae, W. de Gruyter.

Shchukin T. A. (2022) “Treatise by Leontius of Byzantium ‘Contra Aphthartodocetas’: Reconstruction of the Doctrine of Opponents”, in ESSE: Studies in Philosophy and Theology, vol. 6 (1), pp. 191–208. (In Russian)

Shchukin T. A., Nogovitsin O. N. (2019) “Leontius of Byzantium and his treatise ‘Refutation of syllogisms of Severus’”, in ESSE: Studies in Philosophy and Theology, vol. 4 (2), pp. 165–190. (In Russian)

Shchukin T. A., Nogovitsin O. N., Baranov V. A., transl., comment. (2019) “Leontius of Byzantium. Refutation of syllogisms of Severus (Transl. by T. A. Shchukin, transl. ed. by V. A. Baranov, comments by O. N. Nogovitsin and T. A. Shchukin)”, in ESSE: Studies in Philosophy and Theology, vol. 4 (2), pp. 191–248. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.06.2023

Выпуск

Раздел

История христианской мысли