Сотериологическая проблематика в письмах к мирянам преподобного Амвросия Оптинского

Авторы

  • Николай Александрович Ванифатьев Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, 23б https://orcid.org/0000-0003-1454-2604

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.404

Аннотация

В статье предпринимается попытка реконструкции сотериологической концепции преп. Амвросия Оптинского на основе его эпистолярного наследия. Автор, учитывая различие в старческом руководстве мирян и монашествующих, анализирует только письма к мирянам. Поэтому описываемая концепция выстраивается через призму наставлений преп. Амвросия к своим чадам-мирянам. В работе предпринимается системный и источниковедческий анализ, благодаря чему удается обнаружить, что представления преп. Амвросия о пути спасения имеют собственную систему. Исходной точкой христианского спасения, по мнению оптинского старца, является пребывание в Православной церкви. Путь человека, находящегося в церковной ограде, к соединению с Богом начинается с внешнего, для чего характерны телесные подвиги, скорби и болезни. Но более важным становится стремление к внутреннему — исполнение евангельских заповедей, участие в таинствах Церкви, сознание своей греховности и покорность воле Божией. Однако даже при достижении евангельского образа жизни верующий христианин, с точки зрения старца Амвросия, должен осознавать свою неспособность в деле спасения и полагаться в этом на искупительный подвиг, совершенный Иисусом Христом. Таким образом, автор представляет сотериологическую модель преп. Амвросия Оптинского в виде триады внешнего, внутреннего и трансцендентального.

Ключевые слова:

преподобный Амвросий Оптинский, старец, оптинское старчество, сотериология, богословская наука, церковная история, патрология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Amvrosii (Grenkov), hieroschemamonk (2012) Collected letters of elder Ambrose. Vvedenskii stavropigial’nyi muzhskoi monastyr’ Optina Pustyn’ Publ. (In Russian)

Andronik (Trubachev), hegumen (1993) Saint Ambrose of Optina: Life and Creations. Moscow, Spaso-Preobrazhenskii monastyr’ Publ. (In Russian)

Chetverikov S., archpriest, ed. (1905) Seven letters of Optina elders, Hiero-schemamonks Father Ambrose and Father Anatoly to the nun NN about inner prayer and eldership. Moscow, Universitetskaia tipografiia Publ. (In Russian)

Fetisenko O. L., ed. (2012) The Prophets of Byzantium: Correspondence of K. N. Leontiev and T. I. Filippov (1875–1891). St Petersburg, Pushkinskii Dom Publ. (In Russian)

Gajun A. (1987) The pastorate of Hiero-schemamonk Ambrose. PhD Thesis in Theology. Zagorsk, Moskvskaia Dukhovnaia akademia Publ. (In Russian)

Khondzinskij P., archpriest, (2016) “The Church is not an Academy”: Russian non-academic theology of the 19th century. Moscow, Pravoslanyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Leont’ev K. N. (2003) Complete works and letters. In 12 vols. St Petersburg, Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

Luka (Filatov), hieromonk (2018) The interpretation of the Psalms and liturgical texts in the spiritual heritage of Optina Elder Ambrose. PhD Thesis in Theology. Moscow, Obshchetserkovnaia aspirantura i doktorantura im. svv. ravnoapostol’nykh Kirilla i Mefodiia. (In Russian)

Prosvirnin A. (1971) “Hiero-schemamonk Ambrose (Grenkov)”, in Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, vol. 11, pp. 61–68. (In Russian)

Sukhova N. Yu. (2009) “Doctrine of the Church in the theology of St. Filaret (Drozdov)”, in Filaretovskii al’manakh, pp. 90–114. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.12.2022

Выпуск

Раздел

Исследования