Сулейман Газский о Вселенских соборах

Авторы

  • Протоиерей Олег Давыденков Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6/1 https://orcid.org/0000-0002-2149-931X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.102

Аннотация

В статье рассматриваются представления мелькитского писателя X–XI вв. Сулеймана, епископа Газского, первого арабоязычного христианского поэта и автора ряда богословско-философских трактатов, об истории и деяниях Вселенских соборов. Хотя Сулейман не был историком, его перу принадлежат два заслуживающих внимания текста, посвященных истории Вселенских соборов. По ряду формальных критериев эти тексты вполне могут быть отнесены к жанру «синопсис Соборов», который был весьма популярен в Византии и широко использовался в византийской вероучительной и катехизической литературе. В то же время в мелькитской литературе данный жанр не был востребован, и епископ Газы фактически был единственным арабоязычным мелькитским писателем, создавшим произведения в жанре «синопсис Соборов». Автор отмечает, что, в отличие от большинства мелькитских писателей VIII–XIII столетий (прп. Иоанн Дамаскин, Феодор Абу Курра, Агапий Манбиджский, Макарий Синаит), имевших вполне адекватные представления об истории Вселенских соборов и их деяниях, Сулейман в своих трактатах допускает множество ошибок, как чисто исторических, так и касающихся богословской сущности некоторых осужденных Соборами ересей. В статье предпринимается попытка установить причины допущенных Сулейманом Газским исторических и богословских ошибок и найти для некоторых из них логические объяснения. Автор приходит к выводу, что познания Сулеймана в области церковной истории нельзя признать удовлетворительными. В силу этого называть Газского епископа писателем, хорошо знающим историю Церкви, как это делают некоторые исследователи, совершенно невозможно.

Ключевые слова:

арабы-христиане, мелькиты, синопсис Соборов, арабо-христианская литература, вероучительная литература, Вселенские соборы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

ʿAfīf Ibn aš-Šayḫ al-Makīn Ibn Mu’ammil (1923) “Risāla lāhūtiyya tārīḫiyya ʿalā maḏāhib annaṣārā”, in Trois traités anciens de polémique et de théologie chrétienne. Eds L. Cheikho, E. Batarekh, pp. 73–91. Beyrouth, Imprimerie Catholique. (In Arabic)

Agapius (Mahboub) de Menbidj (1912) “Histoire universelle”. Ed. by A. Vasiliev, in Patrologia Orientalis, vol. 7, pp. 544–591; vol. 8, pp. 399–434. (In Arabic)

Al-Bāshā Q., ed. (1904) Thāwudūrus Abī Qurrah Usquf Harrān. Beirut, Maṭbaʿat al-Fawā’id. (In Arabic)

Anastasius Sinaita (1868) “Epitome de haeresibus et consiliis”, in Pitra J. B. Iuris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. In 2 vols, vol. 2, pp. 257–271. Rome, Typis S. Congregationis de Propaganda Fide. (In Greek)

Chabot J.-B., ed. (1899–1910) Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche 1166–1199. In 4 vols. Paris, Ernest Laroux. (In Syriac)

Edelby N. (1984) “Introduction generale à la vie et aux oeuvres de Sulaїmān al-Ġazzī, théologien et premier poète religieux de la chrétienté arabe (X–XI siècles)”, in Edelby N. Sulaymān alĠazzī. Muqaddimah ʿāmmah li-mu’allafātihi al-šiʿriyyah wa-l-naṯriyyah. pp. VII–XXXVII. Jounieh; Roma, Librarie Saint Paul (Patrimoine Arabe Chrétien; 7).

Edelby N., ed. (1984–1986) Sulaymān al-Ghazzī, shāʿir wa-kātib Masīḥī Malakī min al-qarnayn al-ʿāshir wa-l-ḥādī ʿashar li-l-mīlād. In 3 vols, vol. 1: Muqaddima ‘āmma li-mu’allafātihi al-shiʿriyya wa-l-nathriyya; vol. 2: Al-dīwān al-shiʿrī; vol. 3: Al-maqālāt al-lāhūtiyya l-nathriyya. Jounieh; Roma, Librarie Saint Paul (Patrimoine Arabe Chrétien; 7–9). (In Arabic)

Eutychius Alexandrinus (1906) Annales. Éds L. Cheikho, Baron C. de Vaux, H. Zayyat. Louvain, Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 50). (In Arabic)

Fabricius J. A., ed. (1722) Σύνοψις τῶν ἁγίων καὶ οἰκουμενικῶν συνόδων, ποῦ καὶ πότε καὶ κατὰ τίνων ἑκάστη αὐτῶν συνήχθη, in Bibliotheca graeca. Vol. 11, pp. 172–175. Hamburgi, Sumtu Theodori Christophori Felginer.

Germanus Oecumenicus Patriarcha (1857–1866) “Ad Anthimum Diaconum de haeresibus et synodis”, in Patrologia cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 98, col. 40А–88B. (In Greek)

Graf G., ed. (1951) Die Schriften des Jacobiten Habib ibn Hidma Abu Ra’ita. Louvain, Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 130 / Scriptores Arabici; 13). (In Arabic)

Hrapov A. V. (2005) “The 5th Ecumenical Council. Proceedings of the Council”, in Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 9, pp. 619–621. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian)

Ioannes Damascenus (1857–1866) “Libellus de recta sentential”, in Patrologia cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 94, col. 1421А–1432D. (In Greek)

Khoury P. (1964) Paul d’Antioch, évêque de Sidon (XII s.). Beyrouth, Imprimerie Catholique.

Kuzenkov P. V. (2005) “The 7th Ecumenical Council. Proceedings of the Council in Nicaea”, in Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 9, pp. 648–653. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian)

Litvinova L. V., Ponomaryov A. V. (2005) “The 6th Ecumenical Council. Proceedings of the Council”, in Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 9, pp. 630–633. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian)

Louth A. (2010) “John of Damascus. Works”, in Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 24, pp. 29–40. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian)

Macarius of Sinai (2017) “About Fasting on Cheese Week”. Ed. by A. Treiger, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Filologiia, no. 53, pp. 111–129. (In Russian)

Munitiz J. (1974) “Synoptic Greek accounts of the Seventh Council”, in Revue des études byzantines, vol. 32, pp. 147–186.

Munitiz J. (1978) “Synoptic Byzantine Chronologies of the Councils”, in Revue des études byzantines, vol. 36, pp. 193–218.

Munitiz J. A. (1977) “The Manuscript of Justel’s Anonymi tractatus de Synodis”, in Byzantion, vol. 47, pp. 239–252.

Nicephorus Constantinopolitanus. (1857–1866) “Epistola ad Leonem III Papam”, in Patrologia cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 100, col. 169A–200C. (In Greek)

Photuis Constantinopolitanus. (1857–1866) “Epistola ad Michaelem Bulgariae principem”, in Patrologia cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 102, col. 628A–696D. (In Greek)

Riedinger R. (1996) “Die Konzilssynopse in Codex Vaticanus Graecus 2200”, in Römische Historische Mitteilungen, Bd. 38, S. 35–40.

Sieben H. J. (2005) Studien zur Gestalt und Überlieferung der Konzilien. Paderborn, Ferdinand Schöningh.

Sophronius Hierosalymitanus (1857–1866) “Epistola synodica ad Sergium”, in Patrologia cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 87c, col. 3148А–3200С. (In Greek)

Spisa P., la, ed. (2013) I trattati teologici di Sulaymān Ibn Ḥasan al-Ġazzī. Louvain, Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 648 / Scriptores Arabici; 52). (In Arabic)

Suerman H. (1996) “Sulaymān al-Ġazzī, évêque melchite de Gaza (XI siècle): Sur les Maronites”, in Parole de l’Orient, vol. 21, pp. 189–198.

Thāwudhūrus Abū Qurra (1986) Traité sur veneration des icȏnes. Ed. by I. Dick. Jounieh; Roma, Librarie Saint Paul. (In Arabic)

Théodore Abu Qurra. (1959) “Profession de foi”. Ed. by I. Dick, in Muséon, vol. 72, pp. 56–59. (In Arabic)

Загрузки

Опубликован

22.03.2023

Выпуск

Раздел

История христианской мысли