Смерть и идея индивидуализации у Афинагора Афинского как опровержение современного понимания смерти в качестве смерти личности
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.203Аннотация
Статья посвящена критическому анализу современного понятия «смерть личности» в контексте рассмотрения представления о смерти у раннехристианского учителя Восточной церкви II в. Афинагора Афинского. За основу берется его труд «О воскресении мертвых», в котором Афинагор рассуждает о том, что человек — бессмертное существо. Афинагор вводит терминологию, описывающую процесс бессмертия в человеческой природе. Смерть представляется им как обыденный процесс — он прибегает к сравнению смерти и сна. Смерть не является конечной стадией человеческой жизни, скорее это процесс изменения из тления в нетление. Для обоснования данного утверждения Афинагор рассуждает о суде Божием, на котором каждый человек лично должен будет дать ответ за поступки, совершенные им при жизни. Хотя у Афинагора не существует точного определения личности, его рассуждения о бессмертной душе и воскресении человеческого тела как неотъемлемой составляющей человеческой ипостаси позволяют представить человека как ипостасное-личностное творение Божие, бытийной целью которого, по мнению Афинагора, является созерцание Бога. Автор статьи приходит к выводу, что Афинагор представляет человека как особое творение Божие, ипостась-личность которого неподвластна смерти.
Ключевые слова:
Бог, Афинагор Афинский, человек, смерть, тленность, нетление, личность, воскресение, бессмертие, изменение
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.