Смерть и идея индивидуализации у Афинагора Афинского как опровержение современного понимания смерти в качестве смерти личности

Авторы

  • Священник Павел Мальнов Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.203

Аннотация

Статья посвящена критическому анализу современного понятия «смерть личности» в контексте рассмотрения представления о смерти у раннехристианского учителя Восточной церкви II в. Афинагора Афинского. За основу берется его труд «О воскресении мертвых», в котором Афинагор рассуждает о том, что человек — бессмертное существо. Афинагор вводит терминологию, описывающую процесс бессмертия в человеческой природе. Смерть представляется им как обыденный процесс — он прибегает к сравнению смерти и сна. Смерть не является конечной стадией человеческой жизни, скорее это процесс изменения из тления в нетление. Для обоснования данного утверждения Афинагор рассуждает о суде Божием, на котором каждый человек лично должен будет дать ответ за поступки, совершенные им при жизни. Хотя у Афинагора не существует точного определения личности, его рассуждения о бессмертной душе и воскресении человеческого тела как неотъемлемой составляющей человеческой ипостаси позволяют представить человека как ипостасное-личностное творение Божие, бытийной целью которого, по мнению Афинагора, является созерцание Бога. Автор статьи приходит к выводу, что Афинагор представляет человека как особое творение Божие, ипостась-личность которого неподвластна смерти.

Ключевые слова:

Бог, Афинагор Афинский, человек, смерть, тленность, нетление, личность, воскресение, бессмертие, изменение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Annas J. (2003) Plato. A very short introduction. New York, Oxford University Press.

Athenagoras Apol. (1972) “De resurrectione”, in Athenagoras. Legatio and De resurrection. Ed. by W. R. Schoedel. Oxford, Clarendon Press.

Athenagoras Apol. (1972) “Legatio sive Supplicatio pro Christianis”, in Athenagoras. Legatio and De resurrection. Ed. by W. R. Schoedel. Oxford, Clarendon Press.

Bandurovskii K. V. (2010) “Person”, in The new philosophical encyclopedia. In 4 vols, vol. 2. Ed. by V. S. Stepin, pp. 400–401. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Barnard L. W. (1972) Athenagoras: A study in second century Christian apologetic. Paris, Beauchesne rue de Rennes.

Benevich G. I., Biriukov D. S., eds (2009) Anthology of Eastern Christian theological thought orthodoxy and heterodoxy. Moscow, Nikeia Publ.; St. Petersburg, Russkaia khristianskaia gumanitarnaia akademiia Publ. (In Russian)

Boiko O. A. (2021) “Plato’s teaching about the soul”, in Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, no. 10-1, pp. 67–72. (In Russian)

Hippocrates (1840, Repr. 1961) “De aëre aquis et locis”, in Hippocrates et Corpus Hippocraticum Med. Ed. by É. Littré. Paris, Baillière.

Iannaras Kh. (1992) The faith of the Church. An introduction to Orthodox theology. Transl. by G. V. Vdovina. Moscow, Tsentr po izucheniiu religii Publ. (In Russian)

Iustin (Popovich), prep. (2004) A collection of creations. Biography. On the God-human path. The path of Knowledge of God. Moscow, Palomnik Publ. (In Russian)

Kiprian (Kern), archimandrite (1996) The anthropology of St. Gregory Palamas. Moscow, Palomnik Publ. (In Russian)

Kirill (Zinkovskii), hieromonk (2013) “Ideas about matter and the human body in the writings of Athenagoras”, in ΣΧΟΛΗ. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaia traditsiia, vol. 7, no. 2, pp. 272–289. (In Russian)

Kirill (Zinkovskij), hieromonk (2014) The doctrine of matter in the sacramental-anthropological aspect in the works of the theologians of the Alexandrian school, the Great Cappadacians and the Rev. Maxim of the Confessor. Dr. Sci. Thesis in Theology. Moscow, Obshchetserkovnaia aspirantura i doktorantura imeni sviatykh ravnoapostol’nykh Kirilla i Mefodiia; St. Petersburg, Russkaia khristianskaia gumanitarnaia akademiia. (In Russian)

Lebedev A. V. (2014) The logos of Heraclitus. Reconstruction of thoughts and words. St. Petersburg, Nauka Publ. (In Russian)

Lipich E. I. (2016) Anthropology of Christian Apologists (Athenagoras’ treatise “On the Resurrection of the Dead”). Master’s Thesis in Philosophy. St. Petersburg, St. Petersburg State University. (In Russian)

Losskii V. N. (2012) An essay on the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology. Sergiev Posad, Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra Publ. (In Russian)

Mazaev R. M. (2018) “Apologetics of Athenagoras of Athens”, in Sibirskii filosofskii zhurnal, no. 4, pp. 276–287. (In Russian)

Mefodii (Zinkovskii), hieromonk (2015) Personality and its nature. Available at: https://pravoslavie.ru/82254.html (accessed: 05.04.2023).

Mironositskii P. P. (1894) Athenagoras, the Christian apologist of the 2nd century. Kazan, Tipolitografiia Imperatorskogo universiteta Publ. (In Russian)

Pelikan J. (2003) Credo: Historical and theological guide to creeds and confessions of faith in the Christian tradition. New Haven, Yale University Press.

Petrov N., transl. (1899) Origen. On the first principles. Kazan, Tipolitografiia Imperatorskogo universiteta Publ. (In Russian)

Plato (1967) Phaedo. Ed. by J. Burnet. Oxford, Clarendon Press.

Plato (1993) “Phaedrus”, in Plato. Collected works. In 4 vols, vol. 2. Ed. by A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho- Godi, рр. 135–191. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Plato (2017) “Phaedo, or About the soul”, in Plato. The complete works in one volume. Transl. V. Karpov, рр. 44–87. Moscow, Al’fa-kniga Publ. (In Russian)

Pouderon B. L. (1986) “L’authenticité du Traité sur la Résurrection attribué à l’apologiste Athénagore”, in Vigiliae Christianae, vol. 40, iss. 3, pp. 226–244.

Runia D. T. (1992) “Verba Philonica, ΑΓΑΛΜΑΤΟΦΟΡΕΙΝ, and the authenticity of the De Resurrectione attributed to Athenagoras”, in Vigiliae Christianae, vol. 46, iss. 4, pp. 313–327.

Svetlov R. V. (2015) “Job, Plotinus, Plato”, in Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii, vol. 16, no. 3, pp. 137–147. (In Russian)

Svetlov R. V. (2021) “Anthropology of Plato Revisited”, in Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiia. Psikhologiia. Sotsiologiia, no. 4, pp. 493–499. (In Russian)

Svetlov R. V. (2020) “The argument from analogy in the apology of St. Theophilus of Antioch ‘To Autolycus’”, in Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi akademii, vol. 3 (7), pp. 8–16. (In Russian)

Veisman Α. D. (2006) Greek-Russian dictionary. Moscow, Greko-latinskii kabinet Yu. A. Shichalina Publ. (In Russian)

Walker A. E. (1988) Cerebral death. Rus. ed. Moscow, Meditsina Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.06.2023

Выпуск

Раздел

История христианской мысли