Христологические и триадологические основания музыкальной идеи в богословской эстетике Ганса Урса фон Бальтазара

Авторы

  • Александр Алексеевич Захряпин Исторический парк «Россия — моя история», Российская Федерация, 603086, Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, 13 https://orcid.org/0009-0007-3762-8087
  • Даниил Викторович Семикопов Исторический парк «Россия — моя история», Российская Федерация, 603086, Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, 13; Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Российская Федерация, 603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 https://orcid.org/0000-0001-8420-9650

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.406

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению христологических и триадологических оснований музыкальной идеи в богословской эстетике Ганса Урса фон Бальтазара. Христологический критерий сводится к принципу analogia eventus pulchri et Christi («аналогия события красоты и события Христа»). Музыка призвана выполнять функцию перста, указывающего на Христа, и свидетельствовать о Нем как о Боге и Спасителе мира, тогда встреча с музыкой будет представлять собой встречу с Богом. В трехчастной структуре музыки (ритм, мелодия, гармония) Бальтазар усматривает проявление высшей тринитарной красоты, основанной на принципе межипостасного общения Пресвятой Троицы. Тем не менее музыка, будучи «транслятором информации божественного», лишь приоткрывает завесу тринитарной тайны, не сообщая во всей полноте идею Бога. Ритм как онтологическая основа универсума и первичное переживание человеком божественного начала символизирует у Бальтазара Бога Отца. Мелодия, как самый благородный элемент музыки, вышедший из бесформенной тьмы и приобретший очертания при свете дня, — Бога Сына и тайну Его воплощения. Гармония как структурообразующая функция и основа музыки, предающая ей логическое завершение, раскрывает тайну Святого Духа, который, подобно великому дирижеру оркестра, направляет жизнь Церкви.

Ключевые слова:

Ганс Урс фон Бальтазар, теоэстетика, музыка, гармония, мелодия, ритм, трансценденталии, Христос, Пресвятая Троица

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Aristotle (1927) Poetics. Leningrad, Akademia Publ. (In Russian)

Augustine Aurelius (2007) “On the nature of the good against the Manichaeans”, in Alfa i Omega, no. 3, pp. 79–97. (In Russian)

Augustine Aurelius (2007) Confessions. Moscow, Dar” Publ. (In Russian)

Balthasar H. U., von (1986) L’institut de Saint Jean: genèse et principes. Paris, Lethielleux.

Balthazar H. U., von (2009) The truth is symphonic. Moscow, Institut filosofii, teologii i istorii sviatogo Fomy Publ. (In Russian)

Balthazar H. U., von (2011) “Disclosure of the musical idea. The experience of music synthesis”, in Balthazar von H. U., Bart K., Kyung G. Theology and music. Three speeches about Mozart, pp. 2–44. Moscow, Bibleisko-bogoslovskii institut sviatogo apostola Andreia Publ. (In Russian)

Balthazar H. U., von (2019) Glory to the Lord. Theological Aesthetics. In 8 vols, vol. 1: Contemplation of form. Moscow, Bibleisko-bogoslovskii institut sviatogo apostola Andreia Publ. (In Russian)

Bratukhin A. Yu. (2006) “Introductory article to ‘Exhortation to the pagans’ and ‘Who of the rich will be saved’”, in Clement of Alexandria. Uveshchevanie k iazychnikam. Kto iz bogatykh spasetsia, pp. 5–46. St. Petersburg, Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)

Budzik S. (2019) Drama of redemption: Dramatic categories in the theology of R. Girard, H. U. von Balthazar and R. Schwager. Moscow, Izdatel’stvo frantsiskantsev Publ. (In Russian)

Clement of Alexandria (2006) Exhortation to the Gentiles. Who of the rich will be saved. St. Petersburg, Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)

Clement of Alexandria (2018) Teacher. St. Petersburg, Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. Communio. 2000. no. 171. (In Russian)

Gügler А. (2012) Die heilige Kunst, oder, Die Kunst der Hebraer. Berlin, Nabu Press.

Hart D. B. (2010) The beauty of the infinite. Aesthetics of Christian truth. Mosсow, Bibleisko-bogoslovskii institut sviatogo apostola Andreia Publ. (In Russian)

Henrici P. (1989) “Hans Urs von Balthasar: A sketch of his life”, in Communio: International Catholic Review, vol. 16, no. 3, pp. 306–350.

Heraclitus (2022) About nature. Moscow, AST Publ. (In Russian)

Kartseva G. A., Kartsev S. V. (2007) “Philosophical foundations of physical and spiritual harmony of man in the ancient understanding of rhythm”, in Analitika kulturologii, no. 8, pp. 238–247. (In Russian)

Losev A. F. (2000) The history of ancient aesthetics. In 8 vols, vol. 8, no. 2. Moscow, AST Publ. (In Russian)

McCosker P. (2005) “‘Blessed tension’. Barth and Von Balthasar on the music of Mozart”, in The Way, vol. 44, no. 4, pp. 81–95.

Moss D., E. T. Oakes, eds (2005) The Cambridge companion to Hans Urs von Balthasar. Cambridge, Cambridge University Press.

Nietzsche F. (2014) The birth of tragedy from the spirit of music. Moscow, Azbuka Publ. (In Russian)

Ratzinger J. (1997) Sault of Earth. San Francisco, Ignatius.

Ratzinger J. (1986) “On the theological basis of church music”, in Ratzinger J. The Feast of Faith: Approaches to a theology of the liturgy, pp. 97–126. San Francisco, Ignatius.

Thomas Aquinas (2013). The sum of theology. In 13 vols, vol. 1: The first part: Questions 1–64. Moscow, Librocom Publ. (In Russian)

Vartanov S. Ya. (2020) “The concept of ‘From despair to the immortality of the soul’ in the interpretation of Beethoven’s Sonata Op. 111”, in Philharmonica. International Music Journal, no. 4, pp. 85–104. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2024

Выпуск

Раздел

Исследования