Христологические и триадологические основания музыкальной идеи в богословской эстетике Ганса Урса фон Бальтазара
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.406Аннотация
Статья посвящена рассмотрению христологических и триадологических оснований музыкальной идеи в богословской эстетике Ганса Урса фон Бальтазара. Христологический критерий сводится к принципу analogia eventus pulchri et Christi («аналогия события красоты и события Христа»). Музыка призвана выполнять функцию перста, указывающего на Христа, и свидетельствовать о Нем как о Боге и Спасителе мира, тогда встреча с музыкой будет представлять собой встречу с Богом. В трехчастной структуре музыки (ритм, мелодия, гармония) Бальтазар усматривает проявление высшей тринитарной красоты, основанной на принципе межипостасного общения Пресвятой Троицы. Тем не менее музыка, будучи «транслятором информации божественного», лишь приоткрывает завесу тринитарной тайны, не сообщая во всей полноте идею Бога. Ритм как онтологическая основа универсума и первичное переживание человеком божественного начала символизирует у Бальтазара Бога Отца. Мелодия, как самый благородный элемент музыки, вышедший из бесформенной тьмы и приобретший очертания при свете дня, — Бога Сына и тайну Его воплощения. Гармония как структурообразующая функция и основа музыки, предающая ей логическое завершение, раскрывает тайну Святого Духа, который, подобно великому дирижеру оркестра, направляет жизнь Церкви.
Ключевые слова:
Ганс Урс фон Бальтазар, теоэстетика, музыка, гармония, мелодия, ритм, трансценденталии, Христос, Пресвятая Троица
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.