Богословие личности и динамическая теория материи
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.102Аннотация
Статья посвящена рассмотрению динамической теории материи в свете святоотеческого учения. Отправными положениями являются утверждения о единстве ипостасно-природной онтологии в Боге и человеке, о единстве материи и фокусном положении личности человека в динамике мира. Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет через привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (λόγος), тропос (τρόπος), произволение (προαίρεσις), а также энергия (ἐνέργεια) и сила (δύναμις), определить основные положения динамической теории материи в ее святоотеческом понимании. Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными. Святоотеческая мысль связывает позитивный или негативный характер динамики материи с движением к Богу, предначертанным в Божественных логосах, или от Него. Причиной искажения динамики стало грехопадение прародителей, в корне которого лежало растление произволения, направление его к идолопоклонническому наслаждению вследствие недоверия Богу и гордости. Воскресшая Плоть Христа — исходная точка движения материи к обожению. В преображенной телесности Христа все человеческое естество обрело потенцию безусловных бессмертия и нетления в отличие от телесности первозданного Адама, в которой тление и смерть существовали как возможность. В Воскресении Христовом человеческое естество получило новые логосы воскресения и нетления, реализация которых связана с тропосом, зависящим от направленности произволения. Путь к обожению, открытый для нас Христом, совершается в церкви через участие в таинствах и аскетическое делание и предполагает восстановление задуманной Богом иерархичности человеческого естества, где ум занимает главенствующее положение. Человек призван через исцеление произволения и укоренение в добродетелях, содействием нетварных Божественных энергий, привести материю мироздания к обожению, которое окончательно совершится в конце времен.
Ключевые слова:
материя, личность, грехопадение, Христос, Воскресение, произволение, логосы, тропос, Божественные энергии, таинства, аскеза, иерархичность, обожение
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.