Теистическая интерпретация атеистической метафизики Шопенгауэра

Авторы

  • Александр Сергеевич Саттар Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.105

Аннотация

В данной статье предпринимается попытка такой интерпретации онтологии Артура Шопенгауэра, в которой его аргументация в пользу атеистических положений используется для доказательства теистического характера Воли. Эта интерпретация зиждется на включении метафизики Шопенгауэра в контекст немецкой классической философии и раскрывает семантику понятия воли как скрывающую понятие Бога как конечного принципа реальности. С этой целью, во-первых, раскрывается двойственное понимание Шопенгауэром задач метафизики. Согласно последнему, метафизика мыслится как наука, одновременно выходящая за пределы феноменального (мира как представления), но и остающаяся в пределах опыта в соответствии с кантовской критикой разума; кажущаяся несогласованность этих определений может быть преодолена, если предмет метафизики (воля) будет проинтерпретирована как Бог. Соответственно, во-вторых, анализируется содержание понятия воли и демонстрируется проблематичность шопенгауэровской аргументации в пользу ее атеистического, иррационалистического характера. В частности, показывается, что доказательства Шопенгауэра основаны на ряде недоказанных, но и не само собой разумеющихся допущений, в частности отождествление (актов) воли и тела. Кроме того, обсуждается неполнота (или отсутствие) и круговой характер самого определения понятия «воля». Наконец, реконструируется изначальный смысл понятия воли в том виде, который оно приняло в ранних рукописях Шопенгауэра, и посредством привлечения этого понятия и связанного с ним (пост)кантовского идеализма показывается, что шопенгауэровская дедукция воли как вещи самой по себе может скрывать доказательство возможности Бога как постулата практического разума в той мере, в которой его первое понятие воли было родственно «святой воле» Бога у Канта и «изначальной воле» Фихте.

Ключевые слова:

Шопенгауэр, атеизм, теизм, Кант, Шеллинг, Фихте, метафизика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Fichte J. G. (1798) Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre. Jena; Leipzig, C. E. Gabler.

Kant I. (1963–1966) Sobranie sochinenii [Collected Works], in 6 vols. Eds. V. Asmusa, A. Gulygi, T. Oizermana. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Sattar A. (2016) “Etika Kanta i Fichte kak odin iz istochnikov filosofii Shopenhauera” [Kant’s and Fichte’s Ethics as a Source of Schopenhauer’s Philosophy]. Kantovskii sbornik [The Kantian Quarterly], no. 2 (56), pp. 49–62. (In Russian)

Sattar A. (2016) “Istinnyi krititsizmˮ: Neizvestnaia retseptsiia kantovskoi filosofii rannim Shopenhauerom [The “Genuine Criticism”: The Early Schopenhauer’s Unknown Reception of Kant’s Philosophy], Kantovskii sbornik [The Kantian Quarterly], no. 1(55), pp. 52–65. (In Russian)

Schelling F. W. J. (1809) Philosophische Schriften. 1. Bd. Landshut, Philipp Krüll.

Schelling F. W. J. (1987–1989) Sobranie sochinenii [Collected Works], in 2 vols. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Schopenhauer A. (1966–1975) Der Handschriftliche Nachlaß. Hrsg. von Arthur Hübscher. 5 Bände. Frankfurt am Main, Verlag Waldemar Kramer.

Schopenhauer A. (1911–1942) Sämtliche Werke. Hrsg. von P. Deussen. München, R. Piper.

Schopenhauer A. (2011) Sobranie sochinenii [Collected Works], in 6 vols. Moscow, Respublika; Dmitriy Setchin. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

25.04.2019

Выпуск

Раздел

Исследования