Странники, беженцы, богомольцы. Прп. Паисий Величковский и проблема паломничества

Авторы

  • Анна Михайловна Брискина-Мюллер Саксонская академия наук в Лейпциге, Критическое издание писем Ф. Я. Шпенера на территории Заведений Франке Германия, 06110, Галле (Заале), Франкенплац 1, 24

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.204

Аннотация

Прп. Паисий Величковский (1722–1794) известен прежде всего как возродитель старчества и переводчик святоотеческих текстов, вошедших в состав «Добротолюбия». Менее известна его роль как настоятеля братства, основанного им на Афоне, и подвизавшегося затем в Молдавии. В то время как в среде славянских балканских народов повсеместно набирали силу тенденции к национальному освобождению и церковному обособлению, а вместе с тем и к внутриправославной нетерпимости, прп. Паисий духовно окормляет монахов около десяти национальностей, вводит двуязычные (славянские и румынские) богослужения и соборные поучения, ведет переписку на трех языках (славянском, румынском, греческом). Имея личный опыт странничества и знание монашеской жизни трех разных культурно-политических пространств (Российской империи, Молдовлахии и Афона), а также опыт взаимопослушания, прп. Паисий оказывается способным сохранить одновременно и многоязычие, и единодушие в столь неоднородном братстве. Он создает условия для приема посторонних на территории монастыря и при этом открыто формулирует свое весьма неоднозначное отношение к странничеству — как в форме паломничества, так и в форме странствующего монашества. Составленный им Драгомирнский устав (1763 г.) также амбивалентен в отношении к посторонним. Странничество и странноприимство, многоязычие, взаимопослушание и непрестанное чтение составили фундамент, на котором создавался Паисиев «проект», несущий в себе не только традиционные элементы восточного монашества, но и черты эпохи, позволяющие рассматривать его как часть просвещенческого «проекта».

Ключевые слова:

монашество, странничество, странноприимство, паломничество, миряне в монастыре, православие в XVIII в., Киевская академия, православие и Просвещение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Aşezământul vieţii de obşte del la Mănăstirea Dragomirna (2010), in: Sf. Paisie de la Neamţ. Cuvinte şi scrisori duhovniceşti, vol. 2. [S. l.], Editura Doxologia, pp. 109–136.

Aşezământul vieţii de obşte de la Secu (2010), in: Sf. Paisie de la Neamţ. Cuvinte şi scrisori duhovniceşti, vol. 2. [S. l.], Editura Doxologia, pp. 220–231.

Briskina-Müller Anna (2016) “The influence of the Humanism’s and the Enlightenment’s Spirit on the Life and Work of the Kievan Academy’s Pupil Paisius Velichkovsky”, in Trudy Kievskoi dukhovnoi akademii, 25, pp. 249–264. (In Russian)

Briskina-Müller Anna (2017) The motive of rejecting the spiritual guideness in the “Apophthegmata partum”, in Trudy Kievskoi dukhovnoi akademii, 27, pp. 285–307. (In Russian)

Briskina-Müller Anna (2018) Reading as a Forgotten Category of the Ascetical Theology by St. Isaak of Nineveh, Gregory of Sinai and Paisius Velichkovsky. Bogoslovskii vestnik, 31, pp. 93–122. (In Russian)

Briskina-Müller Anna (2017) “Typikon Dispute between Paisius Velichkovsky and Atanasie Moldovanul”, in Afonskoe nasledie, 5–6, pp. 256–285. (In Russian)

Bulgakov M. (1843) History of the Kievan Academy. St. Petersburg, Tipografia Konstantina Zhelakova. (In Russian)

Chetverikov Sergii, prot. (2006) The Moldavian Elder Paisius Velichkovsky. Minsk, Izdatel’stvo Sviato-Elizavetinskogo monastyria Publ. (In Russian)

Grigorovich-Barskii Vasilii (1885) The Pilgrimage to Holy Places of the East from 1723 to 1747. Ch. I. St. Petersburg, Tipografia V. Kirshbauma Publ. (In Russian)

Ică Ioan jr. (2015) “Posteritatea românească a paisianismului și dilemele ei”, in Paisie de la Neamț. Autobiografia și Viețile unui stareț, urmate de Așezăminte și alte texte. Sibiu, Deisis, рр. 57–86.

Iorga N. (1925) Mânăstirea Neamțului. Viața călugărească și munca pentru cultură. 2nd ed. [S. l.], Mănăstirea Neamțu.

Kalashnikov S. (1902) An Alphabetical Index of Curent Canonical Regulations, Decress, Directives and Orders of the Holy Synode (1721–1901) and Civil Laws Concerning the Spiritual Department of the Orthodox Confession. St. Petersburg, Tipografia I. L. Tuzova Publ. (In Russian)

Kharlampovich K. V. (1914) The Little Russia’s Influence on the Great Russia’s Church Life, rus. ed. Vol. 1. Kazan’, Tipografia Knizhnogo magazina M. A. Golubeva Publ. (reprint: Hugae; Paris, “Muton” Publ., 1968). (In Russian)

Kononov Nikodim, arkhim. (1909) The Elders: Father Paisius Velichkovsky and Father Makarius of Optina and Their Literary Ascetic Activity. Moscow, Afonskii Russkii Panteleimonov monastyr’ Publ. (In Russian)

Kuffel J. (2005) W drodze na Tabor. Theosis v żiciu i twórczości św. Paisjusza Wieliczkowskiego. Kraków, Wydawnictwo Promo.

Mitrofan (2014). The Life and Ascetic Labours of Our Father, Elder Paisius.; prp. St. Paisius Velichkovsky. The Life and Selected Works. Church Slavonic Text with Parallel Translation into Russian by A. P. Vlasyuk. Serpukhov, Nasledie Pravoslavnogo Vostoka Publ., pp. 163–303. (In Russian)

Pelin Valentina (2014) Paisianismul in contextul cultural şi spiritual sud-est şi est european (sec. XVIII–XIX). Chişinău, Editura Pontos.

Popov N. (1908–1910 (?))The Manuscripts of the Synodal (Patriarchal) Library. Iss. II. Manuscripts of the Simonov Monastery. Moscow, Tipografia i slovolitnia O. O. Gerbeka Publ. (In Russian)

Răspunsul Stareţului Paisie către Stareţul Atanasie (2010). Sfântul Paisie de la Neamţ, Cuvinte și scrisori duhovnicești, in 2 vols, vol. 2. [S. l.], Editura Doxologia, pp. 38–108.

Smirnov S. (1913) The Spiritual Father in the Old Russia. A Study of the History of the Church Day-to-day Life. Moscow, Sinodal’naia tipografiia Publ. (In Russian)

Spiritual reglament. St. Petersburg, Sinodal’naia tipografia Publ., 1776. (In Russian)

Tal’berg N. (1959) History of the Russian Church. Dzhordanvill; New York, Sviato-Troickii monastyr, Tipografiia prep. Іova Pochaevskogo Publ. (In Russian)

Turchinovskii Iliia (1885) Autobiography of a South-Russian Priest from the First Half of the 18th Century. Kievskaia starina. Kiev, Tip. G. T. Korchak-Novitskogo Publ., no. 2, pp. 31–32. (In Russian)

Velichkovskiĭ Paisiĭ, prp. (2014) History of the holy brotherhood. Prp. Paisii Velichkovskii. Zhitie i izbranny’e tvoreniia. Tserkovno-slavianskii tekst s parallel’nym russkim perevodom A. P. Vlasyuka. Serpukhov, Nasledie Pravoslavnogo Vostoka Publ., 2014, pp. 10–161. (In Russian)

Velichkovskiĭ Paisiĭ, prp. (2014) The first letter to the priest Dimitry, in Prp. Paisiĭ Velichkovskiĭ. Zhitie i izbrannye tvoreniia. Tserkovno-slavyanskii tekst s parallel‘nym russkim perevodom A. P. Vlasyuka. Serpukhov, Nasledie Pravoslavnogo Vostoka Publ., pp. 388–417. (In Russian)

Yaremenko Maxim (2007) The Kievan Monasticism in the 18th Century. Kiеv, Kiєvo-Mogiljans’ka akademіia Publ. (In Ukrainian)

Znamenskii P. V. (2003) The Parish Clergy in Rus’. The Parish Clergy in Russia Since the Reforms of Peter. St. Petersburg, Kolo Publ. (reprint). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

04.10.2019

Выпуск

Раздел

Исследования