Понятие совести у Филона Александрийского и апостола Павла: на примере богословско- экзегетического анализа 1 Кор 8:7–13 и других посланий

Авторы

  • Священник Алексей Раздоров Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.401

Аннотация

Статья посвящена экзегетическому анализу терминов лексической группы σύνοιδα / συνειδός / συνείδησις в наследии Филона Александрийского и термина συνείδησις в посланиях апостола Павла в контексте богословского осмысления понятия «совесть». Выявлен ряд различий в понимании совести апостолом и философом. Если συνείδησις у Филона используется редко и означает сознание содеянного греха, связанное с болью в человеке, и основными его терминами являются συνειδός и ἔλεγχος / ἐλέγχω, то для апостола характерно использование понятия συνείδησις. В отличие от Филона, который говорит о совести как совершенном, Богом данном феномене, апостол рассматривает совесть в антропологическом диапазоне как естественный нравственный закон, присутствующий в сознании вне зависимости от вероисповедания и обличающий или оправдывающий поступки человека. Апостол описывает случаи немощной совести как результат недостатка знания у человека о себе самом относительно других или как результат поражения грехом личности человека и, в отличие от Филона, оставляет за Господом истинный суд над человеком, не доверяя совести. Следовательно, говорить о прямой зависимости авторов друг от друга в употреблении понятия совести не приходится.

Ключевые слова:

Новый Завет, антропология, апостол Павел, совесть, инстанция, самосознание, ответственность, сильные, немощные, συνειδός, συνείδησις

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bosman F. (2003) Conscience in Philo and Paul: a conceptual history of the synoida word group. Tübingen, J. C. B. Mohr (Paul Siebeck).

Chadwick H. (1978) “Gewissen”, in Reallexikon für Antike und Christentum: Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der antiken Welt / hrsg. von Th. Klauser… [Begr. von F. J. Dölger…], band X. Stuttgart, Hiersemann.

Desnickii A. Translation of the First Epistle to the Corinthians. http://bible.by/nt-desnitsky-o.p/read/53/08/ (accessed: 04.11.2019). (In Russian)

Domuschi S., rev. (2019) Ancient understanding of conscience. http://academy.foma.ru/antichnoe-ponimanie-sovesti.html (accessed: 15.10.2019). (In Russian)

Domuschi S., rev. Series of lectures on the concept of “conscience”. http://academy.foma.ru/tag/sovest (accessed: 15.10.2019). (In Russian)

Domuschi S., rev. (2012) The phenomenon of conscience in Orthodox theology and Russian religious and philosophical tradition. Dissertation… for the degree of candidate of theology. Sergiev Posad, MDA Publ. (In Russian)

Eckstein H.-J. (1983) Der Begriff Syneidesis bei Paulus. Einer neutestamentlich-exegetische Untersuchung zum ‘Gewissensbegriff’. Tübingen, J. C. B. Mohr (Paul Siebeck).

Fasmer M. (ed.) (1987) Etymological dictionary of the Russian language. In 4 volumes, vol. 3. Moscow, Progress Publ. (In Russian)

Fee G. D. (1987) “The First Epistle to the Corinthians” in New International Commentary on the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans.

Filon Aleksandriiskii. (2000) Interpretations of the Old Testament. Transl. and comm. by A. V. Vdovichenko. Moscow, Greko-latinskii kabinet M. Yu. Shichalina Publ.

Glubokovskii N. N. (1910) The gospel of the Holy Apostle Paul in its origin and essence. Biblical and theological research. In 3 vols, vol. 2. St. Petersburg, Tipografiia Merkusheva Publ. (In Russian)

Hοper R. (1991) “Gewissen” in Görg M., Lang B. Neues Bibel-Lexikon, 3 Bde., b. 1. Zürich, Benziger Verlag.

Yannuarii (Ivliev), arhim. (2004) “The basic anthropological concepts in the St. Paul’s Epistles”, in Iannuarij (Ivliev), arhim. Pravoslavnoe uchenie o cheloveke. Izbrannye stat’i, pp. 18–23. Moscow, Sinodal’naia Bogoslovskaia Komissiia Publ. (In Russian)

Jewett R. (1971) Paul’s Anthropological Terms: A Study of their use in conflict settings. Leiden, E. J. Brill.

Kampling R. (2006) “Gewissen”, in Handbuch theologischer Grundbegriffe zum Alten und Neuen Testament, hrsg. von A. Berlejung und C. Frevel. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft.

Kiner K. (2005) Biblical cultural and historical commentary. Part 2. New Testament, transl. A. Platunova. St. Petersburg, Mirt Publ. (In Russian)

Lohse E. (1988) Theologische Ethik des Neuen Testaments, Eduard Lohse (Theologische Wissenschaft. Вd. 5, 2). Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz, Kohlhammer.

Maurer C. (1971) “Syneidesis”, in Kittel G., Friedrich G. (eds) Theological Dictionary of the New Testament: S, transl. and edited by Geoffrey W. Bromiley, Vol. VII, pp. 898–919. Grand Rapids, Michigan, Wm. B. Eerdmans Publishing Co.

Muretov M. D. (2012) The doctrine of the Logos in Philo of Alexandria and John the Theologian. St. Petersburg, Izdatel’stvo O. Abyshko. (In Russian)

Nikitin Je. (2003) Exegesis of anthropological concepts in the Epistles of St. Paul. Course essay. St. Petersburg, SPbDAiS Publ. (In Russian)

Pierce C. A. (1958) Conscience in the New Testament: a study of Syneidesis in the New Testament, in the Light of its Sources, and with Particular Reference to St. Paul: with Some Observations Regarding Its Pastoral Relevance Today. London, SCM Press.

Pokorny P., Gekkel’ U. (2012) Introduction to the New Testament. Review of new Testament literature and theology. Moscow, Bibleisko-bogoslovskii institut sviatogo apostola Andreia Publ. (In Russian)

Razdorov Aleksei, rev. (2016) “Historical excursus to research of the question of origin and definition of the apostle Paul’s anthropological concept syneidesis in the western Bible Studies”, in Skrizhali. Seriia Novozavetnye issledovaniia, issue 12: 31–55. Minsk, Kovcheg Publ. (In Russian)

Razdorov Aleksei, rev. (2017) “Rom. 2:15: Συνείδησις of the Gentiles or conscience as all-anthropological phenomenon”, in Skrizhali. Seriia Vethozavetnye issledovaniia, issue 14: 120–144. Minsk, Kovcheg Publ. (In Russian)

Razdorov Aleksei, rev. (2018) “Apostle Paul and his Conscience: Theological and Exegetical Interpretation of συνείδησις of Rom. 9:1–2”, in Skrizhali, seriia Novozavetnye issledovaniia, issue 15: 69–90. Minsk, Kovcheg Publ. (In Russian)

Robert W. W. (1992) “Conscience” in Anchor Bible Dictionary, V. I, pp. 1128–1130, New York, Doubleday.

Roloff Ju. (2011) Introduction to The new Testament. Moscow, Bibleisko-bogoslovskii institut sviatogo apostola Andreia Publ. (In Russian)

Savrei V. Ja. (2011) Alexandria School in the History of Philosophical and Theological Thought. Moscow, KomKniga Publ. (In Russian)

Shenk K. (2007) Philo of Alexandria: an Introduction to Life and Work. Moscow, Bibleisko-bogoslovskii institut sviatogo apostola Andreia Publ. (In Russian)

Schinkel A. (2007) Conscience and Conscientious Objections. Amsterdam, Pallas Publications.

Schnelle U. (2003) Paulus. Leben und Denken. Berlin; New York, Walter de Gruyter GmbH&Co. KG.

Schnelle U. (2009) Theology of the New Testament, transl. by M. Eugene Boring. Göttingen, Baker Academic.

Schrage W. (1991) Der erste Brief an die Korinther. Evangelisch-Katholischer Kommentar zum Neuen Testaments: 1 Коr 1, 1–6, 11. Bd. VII, 1. Zürich; Braunschweig, Benziger; Neukirchen-Vluyn, Neukirchener Verl.

Shtejnberg O. N. (ed.) (1878–1881) Hebrew and Chaldean etymological dictionary to the books of the old Testament. In 3 volums. Vol. 1. Vil’na, Tipografija L. L. Maca Publ. (In Russian)

Stuhlmacher P. (2005) Biblische Theologie des Neuen Testaments. Bd. 1. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht.

Söding T. (1994) Starke und Schwache. Der Götzenopferstreit in 1 Kor 8–10 als Paradigma paulinischer Ethik in Zeitschrift für die Neutestamentlich Wissenschaft, pp. 69–92. Berlin, Arthur Collignon GmbH.

“The Works of Philo”, BibleWorks 7.0012g. 2006 (CD).

Yonge C. D. (1854–1855) The Works of Philo Judaeus, the Contemporary of Josephus, transl. from the Greek. 4 vols. London, Henry G. Bohn.

Загрузки

Опубликован

15.01.2020

Выпуск

Раздел

Исследования