Антропология архимандрита Софрония (Сахарова) и богословие света
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.403Аннотация
В статье анализируются некоторые аспекты учения выдающегося богослова и исихаста, ученика прп. Силуана Афонского, архимандрита Софрония (Сахарова) о персональности человека и восприятии человеческой ипостасью Нетварного Света. Персоналистическое богословие о. Софрония зиждется на Синайском откровении «Аз есмь Сый» (Исх 3:14), указывающем на то, что персональность является универсальным, всеобъемлющим принципом актуализации образа Божия в человеке. Рассматривая человеческую личность как образ и подобие Ипостасного Бога, старец Софроний наделяет ее динамической составляющей, способной принять как положительное, так и отрицательное направление. Он уверен, что бытийное развитие человека должно стремиться к бесконечной полноте обожения — максимальной актуализации личностного начала в соединении с Богом путем ипостазирования нетварных энергий Творца. Персона человека видится о. Софронием «двуприродной» посредством перихористичности Божественной и человеческой природ. Динамичность личности связана с другими ее свойствами — единством с другими личностями и апофатичностью. Кроме того, богослов, подчеркивая сохранение неустранимой онтологической дистанции между Богом и человеком, ставит смелый знак равенства между Богом и человеком в плане образа бытия и в результате усвоения вторым нетварных энергий.
Ключевые слова:
Софроний (Сахаров), антропология, ипостась, Нетварный Свет, энергии, обожение, динамика личности, свойства личности
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.