Современное состояние свободно-религиозного движения в Германии

Авторы

  • Екатерина Игоревна Коростиченко Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.110

Аннотация

В статье рассматривается состояние свободно-религиозного движения (Die deutsche freireligiöse Bewegung) в Германии в конце XX — начале XXI вв., представленного в настоящее время так называемыми свободными общинами (freireligiösen Gemeinden), возникшими в этой стране в 1840-х годах как оппозиция по отношению к католической и протестантской ортодоксии. Внутри движения изначально могли быть различные мировоззренческие позиции: от теологического рационализма до пантеистических концепций и «религии гуманности», которую разделяли сторонники радикального левого крыла движения, полностью преодолевшие христианство. В результате анализа представлена целостная картина развития свободно-религиозного движения, включая его организационную структуру, социальное представление, характер практической деятельности, мировоззренческую позицию членов движения. В рамках исследования проанализирована историческая преемственность идеологической традиции, описана интерпретация сторонниками свободно-религиозного мировоззрения таких ключевых понятий, как Бог, человек, религия, грех, посмертное существование. На основании анализа установлено, что особенность свободно-религиозного движения в целом состоит в его размытой мировоззренческой ориентации. Отказ от конкретного религиозного содержания в форме христианских догматов сочетается в нем с заимствованными у христианства некоторыми культовыми формами, такими как ритуалы перехода (свободно-религиозные похороны, Югендвайе — светская конфирмация). Это ставит его в особое положение, промежуточное между религией и светским мировоззрением. Автор приходит к выводу, что свободно-религиозное движение в настоящее время находится в стадии трансформации; светский гуманизм, набирающий в Германии все больше сторонников среди свободомыслящих, размывает свободно-религиозное мировоззрение и движение. Выбирая гуманизм в качестве идеологии, свободно-религиозные теряют связь с полуторавековой традицией «исповедования» свободной религии и становятся арелигиозными (Areligiösen).

Ключевые слова:

религия, атеизм, свободомыслие, гуманизм, свободно-религиозное движение, Германия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bauer R. (2004) “Der Platz der Freien Religion in der postmodernen Gesellschaft”, in Fincke A. (Hrsg.) Woran glaubt, wer nicht glaubt? Lebens-und Weltbilder von Freidenkern, Konfessionslosen und Atheisten in Selbstaussagen, Berlin, Evangelische Zentralstelle für Weltanschauungsfragen, S. 45–53.

Baumann C. (2016) Der Pappel-Friedhof in Prenzlauer Berg: Eine kleine Berliner Stadt-Geschichte. Berlin, Lukas Verlag.

Die Freireligiöse Bewegung (1959) — Wesen u. Auftrag. Mainz.

Feuerbach L. (1848) Sämtliche Werke. Leipzig, Otto Wigand.

Gärtner C., Pollack D., Wohlrab-Sahr M. (Hrsg.) (2013) Atheismus und religiöse Indifferenz. (Veröffentlichungen der Sektion Religionssoziologie der Deutschen Gesellschaft für Soziologie. Bd. 10). Springer-Verlag.

Geis L. (2017) Freireligiös: wie es sich mir erschließt. Mainz.

Gensler E. “Im Unterschied Freie Religion Christliche Religion”, in Tabularium. URL: http://tabularium-f.bplaced.net/HTML/Gensler%20-%20Im%20Unterschied%201997.htm (accessed: 20.03.2018).

Groschopp H. “Säkulare und freigeistige Organisationen und Verbände in Deutschland (Erläuterungen zu den Tabellen)”, in Fowid. URL: http://fowid.de/fileadmin/textarchiv/Groschopp_Horst/Saekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf (accessed: 11.11.2014).

Heyer F., Pitzer V. (Hrsg.) (1977) Religion ohne Kirche: d. Bewegung d. Freireligiösen: e. Handbuch. Stuttgart, Quell Verlag.

Isemeyer M. (2007) “Freigeistige Bewegungen in der Bundesrepublik 1945 bis 1990”, in Säkulare Geschichtspolitik (Humanismus aktuell 20). Berlin, Humanistische Akademie. S. 84–95.

Kaiser J. C. (1981) Arbeiterbewegung und organisierte Religionskritik: proletarische Freidenkerverbände in Kaiserreich und Weimarer Republik (Industrielle Welt. Bd. 32). Stuttgart, Klett-Cotta.

Korostichenko E. I. (2015) “Features of the worldview within the free religious movement in Germany in the 19th century”, in Vestnik Vladimirskogo gos. un-ta im. A. G. i N. G. Stoletovykh. Series: Sotsial’nye i gumanitarnye nauki, no. 1 (5), pp. 81–85. (In Russian)

Korostichenko E. I. (2015) “The organization of German freethinkers in the modern era (second half 20th — beginning 21st centuries)”, in Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 7. Filosofiia, no. 3, pp. 98–116. (In Russian)

Korostichenko E. I. (2015) “The origins of organized freethinking in Germany. Free religious communities”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Series 1: Bogoslovie. Filosofiia, no. 4 (60), pp. 75–88. (In Russian)

Paletschek S. (1990) Frauen und Dissens: Frauen im Deutschkatholizismus und in den freien Gemeinden 1841–1852 (Kritische Studien zur Geschichtswissenschaft. Bd. 89). Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht.

Rupp J. (1846) Offener Brief an das Consistorium zu Königsberg. Zugleich als Antwort für die “Stimme aus der Evangelischen Gemeine” und für den Professor der Rechte Heinrich Friedrich Jakobson. Leipzig, Wigand.

Steuerwald H. (1999) Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen: eine Einführung. Neustadt am Rüb., Angelika Lenz.

Wislicenus G. A. (1845) Ob Schrift? Ob Geist? Verantwortung gegen meine Ankläger. Leipzig, Wigand.

Загрузки

Опубликован

06.05.2020

Выпуск

Раздел

Исследования