Преображение Моисея и Еноха на небесах и адамическое состояние
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.301Аннотация
В иудаизме Второго храма, особенно в апокалиптической литературе, встреча между Богом и верующими приобретает выраженный визионерский акцент. Независимо от того, открываются ли небесные реалии на земле или визионер возносится на небеса, суть заключается в манифестации важных откровений. Соответствующие персонажи Ветхого Завета, такие как Енох или Моисей, согласно апокрифическим, самаритянским или раввинистическим текстам, возносились к месту присутствия Бога (выглядело ли оно как тронный зал или как облако), где, помимо обретения важного сотериологического и космологического знания, испытывали преображение. Преображение этих персонажей весьма показательно: они принимают ангельские, царские, священнические признаки. Божественное сияние, блистающие лица, великолепные одеяния — вот лишь некоторые примеры приобретенных божественных свойств. В статье рассматриваются эти элементы и подчеркивается, что такие божественные качества описывались в литературе I в. до н. э. — I в. н. э., посвященной Адаму до его изгнания из Эдема. Близость между первым человеком и Богом в Эдемском саду выражалась в ряде божественных свойств, присущих Адаму, — тех же самых, которые позднее воспримут среди прочих Енох или Моисей на небесах. Таким образом, преображение Еноха или Моисея есть не что иное, как проявление богатой иудейской антропологии адамического характера.
Ключевые слова:
Адам, Моисей, Енох, преображение, небеса
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.