Теологический вопрос в философской перспективе: теория лжи Н. А. Бердяева

Авторы

  • Евгений Ефимович Несмеянов Донской государственный технический университет, Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.306

Аннотация

В статье рассмотрена концепция лжи, сложившаяся в творчестве Н. А. Бердяева в первой половине XX в. В центре его внимания находится социально организованная ложь. В середине XX в. возникают новые теоретические представления о необходимости, правомерности и даже ценности лжи. Ложь объявляется нормой европейской культуры, неизбежным компонентом экономической, политической и научной практики, важнейшей составляющей обыденной и семейной жизни людей. Критикуя эти представления, Н. А. Бердяев выдвигает ряд контраргументов, работающих как в его время, так и в начале XXI в., что делает данную статью актуальной. Принципиальная оригинальность исследования лжи русским философом состоит в изменении основной причины возникновения феномена: от личностных морально-психологических особенностей человека он переходит к онтологическим основаниям. Н. А. Бердяев выстраивает философско-религиозную теорию «трагической теодицеи», связывая происхождение свободной воли человека (в том числе свободы лгать) с особенностями происхождения Космоса из двух источников: из воли Бога и из добровольного согласия стать бытием некоего первоначала — «Меона», «Бездны», «Безосновности» (свобода воли человека — не дар Бога). Свобода поступка человека возникает раньше самого поступка, ее корни заключаются в Меоне. Именно по этой причине невозможно возложить на Бога ответственность за космические катастрофы и за иррациональное, деструктивное поведение человека. Бог — всеблагой, но не всемогущий, и предотвратить негативные следствия свободы воли человека Он не может. Ложь во всемирном масштабе — «Ложь мира», порождающая чудовищные последствия, и создающая «изолганное бытие», связана с Меоном и производится людьми. Предлагаемая статья направлена на то, чтобы привлечь внимание научной общественности к творческому наследию Н. А. Бердяева.

Ключевые слова:

Меон, Бездна, изолганное бытие, ложь мира, социальная ложь, условная ложь, вежливость, добродетельная ложь, истина, вера, Евангелие, Августин Блаженный, Иммануил Кант, Николай Бердяев

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Berdyaev N. A. (1991) “Philosophical truth and intellectual truth”, in Vekhi: sbornik statei o russkoi intelligentsii. Iz glubiny: sbornik statei o russkoi revoliutsii, pp. 11–30. Moscow, Pravda Publ. (In Russian)

Berdyaev N. A. (1939) “Paradox of a lie”, in Sovremennye zapiski, no. LXlX. Paris, pp. 272–279. Available at: http://yakov.works/library/02_b/berdyaev/1939lozh.html (accessed: 30.04.2020).

Berdyaev N. A. (1993) “About the purpose of a person. Experience of paradoxical ethics”, in Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka, pp. 20–252. Moscow, Respublika Publ. (In Russian)

Berdyaev N. A. (1995) “Experience of eschatological metaphysics. Creativity and objectivity”, in Berdyaev N. A. Tsarstvo dukha i tsarstvo kesaria, pp. 264–286. Moscow, Respublika Publ. (In Russian)

Kant I. (1980) “About the imaginary right to lie out of humanity”, in Kant I. Traktaty i pis’ma, pp. 232–237. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Kant I. (1980) “About pedagogy”, in Kant I. Traktaty i pis’ma, pp. 445–504. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Kant I. (2000) Lectures on Ethics (1775–1781). Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2020

Выпуск

Раздел

Исследования