Отражение моралистического и нравственного мировоззрений в современных католических и православных переводах Нового Завета

Авторы

  • Андрей Олегович Максимов Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.109

Аннотация

В статье предпринят анализ объективности антитезы «Запад — Восток», сформулированной в русском богословии XIX в., в частности в диссертации архим. Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении» (1895). Анализ проведен на основе компаративного исследования современных официальных переводов Евангелия от Луки в католической и православной традициях. Авторитетные критики архим. Сергия сходятся во мнении, что противопоставление Запада и России через призму правового (моралистического) и нравственного мировоззрений «не столь однозначно» и потому не могло являться надежным основанием для «Православного учения о спасении». Помимо прочего, утверждается, что тезис о разнице двух мировоззрений имел искусственное происхождение, поскольку был продиктован желанием ранних славянофилов и их последователей создать в России собственную богословскую систему, во всем отличную от западной. В силу того, что «Православное учение о спасении» архим. Сергия остается признанным богословским источником в православной сотериологии, тезис о разнице двух мировоззрений, лежащий в его основе, требует всестороннего осмысления и актуализации. В статье исследуется один из аспектов данной проблемы: влияние моралистического и нравственного мировоззрений на переводы Нового Завета, используемые на католическом Западе и в православной России. Результаты исследования демонстрируют наличие морально-нравственных смысловых расхождений в тех местах прямой речи Христа, которые касаются сотериологических основ христианства. Сопоставление этих различий с тезисами учения архим. Сергия показывает, что у автора «Православного учения о спасении» и его современников могли быть объективные основания говорить о принципиальных различиях между правовым и нравственным мировоззрениями на католическом Западе и в православной России. Важность проблемы обусловлена ее прямым отношением к теме спасения как главной цели христианской доктрины.

Ключевые слова:

правовое мировоззрение, православное учение о спасении, сотериология, мораль, нравственность, сравнительное богословие, западные ценности, католицизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Davydenkov O., archpriest (2013) Dogmatic theology. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta Publ. (In Russian)

Emel’ianov A., аrchpriest (2010) Introduction to the Fourth Gospel. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta Publ. (In Russian)

Florovskii G., archpriest (2009) Ways of Russian theology. Moscow, Institut Russkoi tsivilizatsii Publ. (In Russian)

Gnedich P., аrchpriest (2007) The dogma of redemption in Russian theological science. Moscow, Sretenskii monastyr’ Publ. (In Russian)

Ioann (Shakhovskoi), bishop. (2021) “The Mystery of Job. About suffering”, in Azbuka very. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovskoj/tajna-iova-o-stradanii (accessed: 07.06.2021). (In Russian)

Khomiakov A. (1987) “About Humbold”, in Russkaia filosofiia, ed. by B. Emel’ianov, pp. 275–286. Sverdlovsk, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta Publ. (In Russian)

Khondzinskii P., archpriest (2013) “Now we all suffer from theology”: from the history of Russian theology of the pre-Synodal era. Moscow, Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta Publ. (In Russian)

Khondzinskii P., archpriest (2014) “The Orthodox doctrine of the salvation of Archimandrite Sergius (Stragorodsky) and his criticism by the priest-confessor Viktor (Ostrovidov) and Archbishop Seraphim (Sobolev)”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. II. Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi tserkvi, iss. 2, pp. 98–113. (In Russian)

Kireevskii I. (1987) “The Nineteenth century”, in Russkaia filosofiia, ed. by B. Emel’ianov, pp. 208–227. Sverdlovsk, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta Publ. (In Russian)

Kireevskii I. (2002) “On the nature of the Enlightenment of Europe”, in Kireevskii I. Razum na puti k istine, pp. 151–213. Moscow, Pravilo very Publ. (In Russian)

Kireevskii I. (2002) “On the necessity and possibility of new beginnings of philosophy”, in Kireevskii I. Razum na puti k istine, pp. 214–268. Moscow, Pravilo very Publ. (In Russian)

Lopukhin A. (1912) An explanatory Bible or commentary on all the books of St. The Writings of the Old and New Testaments. In 11 vols, vols 8, 9. St Petersburg, Besplatnoe prilozhenie k zhurnalu “Strannik” Publ. (In Russian)

Maksim Ispovednik, prep. Interpretation on the Lord’s prayer. Moscow, Palomnik” Publ. (In Russian)

Meiendorf I., аrchpriest (2007) Byzantine theology. Minsk, Luchi Sofii Publ. (In Russian)

Pol’skov K., аrchpriest (2010) “On the question of the scientific theological method”, in Voprosy filosofii, iss. 7, pp. 93–101. (In Russian)

Reznikov V., prot. (2011). “On the poor, the hungry, and the weeping (Friday), sermon on Luke 6:17–23”, in Reznikov V., prot. Polnyi krug propovedei. Moscow, Derzhava XXI vek Publ.

Serafim (Sobolev), archbishop. (1943) The distortion of the truth of the Orthodox in the Russian theological thought. Sofia. (In Russian)

Sergii (Stragorodskii), archimandrite (1991) The Orthodox doctrine of salvation. Moscow, Prosvetitel’ Publ. (In Russian)

St. Seraphim of Sarov, Motovilov N. A. (2018) About the purpose of the Christian life. Moscow, Dukhovnoe preobrazhenie Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

13.05.2022

Выпуск

Раздел

Прикладные и исторические аспекты теологии