Предвосхищая Макса Вебера: дискуссия о церкви на Религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.205Аннотация
Статья посвящена дискуссии о церкви, развернувшейся на Религиозно-философских собраниях (РФС) 1901–1903 гг. в связи с вопросом о свободе совести, поднятым М. А. Стаховичем на орловском миссионерском съезде в 1901 г. В центре исследования находится проблема соотношения церковного и нецерковного, т. е. церкви и общества, церкви и государства. Показано, что участники дискуссии представляли два различных понимания церкви. Для М. А. Стаховича и его единомышленников отличительным признаком церкви была свободная и осознанная вера ее членов. На этом основании они рассматривали церковь как отдельное сообщество, выделенное из социума. Оппоненты Стаховича исходили из противоположной идеи — конгруэнтности или даже тождества церкви и общества. Когда речь заходила о критериях принадлежности к церкви, оппоненты Стаховича склонны были отождествлять понятия «член церкви» и «русский человек». В статье высказывается предположение, что столкновение этих точек зрения было закономерным для ситуации рубежа XIX–ХХ вв. Это подтверждается сопоставлением реакции участников РФС на выступления представителей Православной российской церкви и оценки, которую М. Вебер давал религиозной жизни в США и Западной Европе. Рассуждения участников РФС в значительной мере предвосхищают концепцию Вебера, сформулировавшего представление о двух типах религиозных организаций: церквей (Kirchen) и сект (Sekten). За счет включения в сопоставительный контекст в статье предпринимается попытка оценить апологетическое значение выступлений представителей церкви на заседаниях РФС.
Ключевые слова:
Религиозно-философские собрания, экклезиология, апологетика, церковь, общество, государство, свобода совести, Макс Вебер
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.