Программный аниконизм в теологии Дварим (Второзакония)

Авторы

  • Наталья Юрьевна Раевская Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Российская Федерация, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.202

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования аниконической позиции в древнем иудаизме. Обращение к библейским текстам показывает, что аниконическая доктрина, выдвигавшая требование культа без образа, была сформулирована и теологически обоснована в книге Дварим. Здесь запрет на создание изображений следует за утверждением безόбразности YHWH и видится его логическим следствием. Невидимый Бог не может быть адекватно воплощен в визуальном материальном образе и не нуждается в нем, поскольку у него иной способ взаимодействия со своим народом. Божества других народов проявляют себя в храмовых статуях, давая своим почитателям возможность приблизиться к ним посредством культа, но Бог евреев, в соответствии с доктриной Дварим, избрал другой способ общения с людьми. Ему не нужны изображения, он пребывает с народом главным образом не из-за правильности ритуала, а в силу тщательно выполняемого закона (лишь малой частью которого является ритуал). Фактически в Дварим схема перевернута по сравнению с обычным взглядом того времени на вещи. Создание изображений и поклонение им не приближает божество к людям, а, наоборот, грозит его отдалением. Сравнение с  высказываниями, касающимися изображений, в книге Шмот (Исход) позволяет предположить, что последовательная аниконическая программа, соответствующая четко сформулированному монотеизму и  новой культовой парадигме, делавшей акцент на соблюдении закона, впервые заявлена в  Дварим и  стала утверждаться в  иудейской среде, вероятно, не раньше конца VII в. до н. э. Религия древних евреев не оставалась статичной, строгий аниконизм не был присущ иудаизму изначально, он складывался и развивался в течение многих столетий.

Ключевые слова:

иудаизм, аниконизм, монотеизм, еврейское искусство, иудаизм и искусство, искусство и религия, запрет образов, вторая заповедь, Второзаконие, иудейский культ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Feder Y. (2013) “The Aniconic Tradition, Deuteronomy 4 and the Politics of Israelite Identity”, in Journal of Biblical Literature, vol. 132 (2), pp. 251–274.

Hendel R. S. (1997) “Aniconism and Anthropomorphism in Ancient Israel”, in The Image and the Book: Iconic Cults, Aniconism, and the Rise of Book Religion in Israel and the Ancient Near East. Ed. by K. van der Toorn, pp. 205–228. Leuven, Peeters Publ.

Josifon D., transl. (1978). Tanakh. Ierusalim, Mosad Arav Kuk Publ. (In Russian)

Kang S. I. (2018) “In search of the origin of Israelite anicinism”, in ActaTheologica, vol. 38 (1), pp. 84–98.

Lewis T. J. (1998) “Divine Images and Aniconism in Ancient Israel”, in Journal of the American Oriental Society, vol. 118 (1), pp. 36–53.

Lewis T. J. (2016) “Art and Iconography Representing Yahwistic Divinity”, in The Wiley Blackwell Companion to Ancient Israel. Ed. by S. Niditch, pp. 510–532. New York, John Wiley & Sons, Ltd Publ.

Mettinger T. (2006) “A Conversation with My Critics: Cultic Image or Aniconism in the First Temple?”, in Y. Amit (ed.). Essays on Ancient Israel in its Near Eastern Context. A Tribute to Nadav Na’aman, pp. 273–297. Winona Lake, Indiana, Eisenbrauns Publ.

Moor J. C. (1995) “Standing Stones and Ancestor Worship”, in Ugarit-Forschungen, vol. 27, pp. 1–20.

Na’aman N. (1999) “No Anthropomorphic Graven Image: Notes on the Assumed Anthropomorphic Cult Statues in the Temples of YHWH in the Pre-exilic Period”, in Ugarit-Forschungen, vol. 31, pp. 391–415.

Narkiss B. (2002) “On the zoocephalous phenomenon in medieval Ashkenazi manuscripts”, in Evreiskoe iskusstvo v evropeiskom kontekste, pp. 51–56. Ierusalim, Moscow, Mosty kul’tury Publ. (In Russian)

Niehr H. (1997) “In Search of YHWH’s Cult Statue in the First Temple”, in The Image and the Book: Iconic Cults, Aniconism, and the Rise of Book Religion in Israel and the Ancient Near East. Ed. by K. van der Toorn, pp. 73–95. Leuven, Peeters Publ.

Raevskaya N. Yu. (2006) “Sacred images and images of the sacred in the Christian tradition”, in Vestnik of Saint Petersburg University. Seriia 6, iss. 2, pp. 172–178. (In Russian)

Saltman E. (1981) “The Forbidden Image in Jewish Art”, in Journal of Jewish Art, vol. 8, pp. 42–53.

Tantlevskii I. R. (2000) Introduction to the Pentateuch. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Tantlevskii I. R. (2016) King David and his era in the Bible and history. St. Petersburg, Izdatel’stvo RKhGA Publ. (In Russian)

Toorn K. van der (1997) “The Iconic Book: Analogies between the Babylonian Cult of Images and the Veneration of the Torah”, in The Image and the Book: Iconic Cults, Aniconism, and the Rise of Book Religion in Israel and the Ancient Near East. Ed. by K. van der Toorn, pp. 229–248. Leuven, Peeters Publ.

Uehlinger C. (1997) “Anthropomorphic Cult Statuary in Iron Age Palestine and the Search for Yahweh’s Cult Images”, in The Image and the Book: Iconic Cults, Aniconism, and the Rise of Book Religion in Israel and the Ancient Near East. Ed. by K. van der Toorn, pp. 97–155. Leuven, Peeters Publ.

Uehlinger С. (2019) “Beyond ‘Image Ban’ and ‘Aniconism’: Reconfiguring Ancient Israelite and Early Jewish Religion”, in Figurations and Sensations of the Unseen in Judaism, Christianity and Islam. Contested Desires. Eds B. Meyer, T. Stordalen, pp. 99–124. London, Bloomsbury Publ.

Загрузки

Опубликован

16.07.2021

Выпуск

Раздел

Исследования