Программный аниконизм в теологии Дварим (Второзакония)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.202Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования аниконической позиции в древнем иудаизме. Обращение к библейским текстам показывает, что аниконическая доктрина, выдвигавшая требование культа без образа, была сформулирована и теологически обоснована в книге Дварим. Здесь запрет на создание изображений следует за утверждением безόбразности YHWH и видится его логическим следствием. Невидимый Бог не может быть адекватно воплощен в визуальном материальном образе и не нуждается в нем, поскольку у него иной способ взаимодействия со своим народом. Божества других народов проявляют себя в храмовых статуях, давая своим почитателям возможность приблизиться к ним посредством культа, но Бог евреев, в соответствии с доктриной Дварим, избрал другой способ общения с людьми. Ему не нужны изображения, он пребывает с народом главным образом не из-за правильности ритуала, а в силу тщательно выполняемого закона (лишь малой частью которого является ритуал). Фактически в Дварим схема перевернута по сравнению с обычным взглядом того времени на вещи. Создание изображений и поклонение им не приближает божество к людям, а, наоборот, грозит его отдалением. Сравнение с высказываниями, касающимися изображений, в книге Шмот (Исход) позволяет предположить, что последовательная аниконическая программа, соответствующая четко сформулированному монотеизму и новой культовой парадигме, делавшей акцент на соблюдении закона, впервые заявлена в Дварим и стала утверждаться в иудейской среде, вероятно, не раньше конца VII в. до н. э. Религия древних евреев не оставалась статичной, строгий аниконизм не был присущ иудаизму изначально, он складывался и развивался в течение многих столетий.
Ключевые слова:
иудаизм, аниконизм, монотеизм, еврейское искусство, иудаизм и искусство, искусство и религия, запрет образов, вторая заповедь, Второзаконие, иудейский культ
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.