Учение о кенозисе как основании буддийско-христианского диалога в работах философов Киотоской школы

Авторы

  • Алексей Юрьевич Гунский Институт Восточной культуры, Российская Федерация, Самара, 4430080, ул. Революционная, 70 https://orcid.org/0000-0002-0094-6934

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.407

Аннотация

Статья посвящена одному из эпизодов буддийско-христианского диалога, активно проходившего в последние десятилетия XX в. Непосредственной причиной возникшего обсуждения послужила работа «Кенотический Бог и ди- намическая шуньята» японского мыслителя Абэ Масао, в которой он произвел сопоставление христианской идеи кенозиса, «самоопустошения Бога», и буддийской концепции пустоты. Абэ Масао был одним из представителей Киотоской школы философии, существовавшей в Японии с начала XX в., и идея сравнения концепций кенозиса и пустоты рассматривалась и другими участниками этого философского сообщества. Философы Киотоской школы разрабатывали методы интерпретации кенозиса с помощью парадоксальной махаянской логики «одновременного тождества и различия» (соку-хи). Данная логика может быть описана формулами: «А не есть А, и поэтому А» либо «А есть тогда и только тогда, когда А не есть А». Первым логику соку-хи сформулировал Судзуки Дайсэцу Тэйтаро. Нисида Китаро, основатель Киотоской школы философии, и его последователи использовали эту идею в компаративных исследованиях базовых концепций буддизма и христианства. В заключительной части статьи показан один из способов восприятия христианства японскими мыслителями через призму буддийских философских подходов.

Ключевые слова:

межрелигиозный диалог, кенозис, логика соку-хи, Киотоская школа философии, чистый опыт, не-двойственность в буддизме махаяны, логика места

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Abe M. (1996) “Kenotic God and Dynamic Sunyata”, in Cobb J. Jr., Ives Ch., eds. The Emptying God: A Buddhist-Jewish-Christian conversation, pp. 3–68. Delhi, Sri Satguru Publ.

Carter R. E. (2013) The Kyoto school: an introduction. Albany, State University of New York Press.

Cobb J. Jr. (1996) “Preface”, in Cobb J. Jr., Ives Ch., eds. The Emptying God. A Buddhist-Jewish-Christian conversation, pp. IX–XI. Delhi, Sri Satguru Publ.

Cobb J. Jr., Ives Ch., eds (1996) The Emptying God. A Buddhist-Jewish-Christian conversation. Delhi, Sri Satguru Publ.

Faure B. (1995) “The Kyoto school and reverse orientalism”, in Fu Wei-Hsun Ch., Heine S., eds. Japan in traditional and postmodern perspectives, pp. 245–281. New York, SUNY Press.

Fujita M. (2018) “The scope of Nishida Kitaro’s theory of place”, in Fujita M., ed. The philosophy of the Kyoto school, pp. 13–22. Singapore, Springer Singapore.

Gunskii A. Yu. (2019) “Interpretation of the Shin teachings in the works of D. T. Suzuki”, in Humanities Research in the Russian Far East, vol. 48 (2), pp. 117–126. (In Russian)

Heidegger M. (2013) Was ist Metaphysik? Rus. ed. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Heisig J. W. (2001) Philosophers of Nothingness: An essay on the Kyoto school. Honolulu, University of Hawaii Press.

Ilarion (Alfeev) (2016) “The crucified God: Juergen Moltman and his contribution to understanding of theological value of Jesus Christ’s death on the Cross”, in Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being, no. 5a, pp. 198–209. (In Russian)

Ives Ch. (1996) “Introduction”, in Cobb J. Jr., Ives Ch., eds. The Emptying God. A Buddhist-Jewish-Christian conversation, pp. XIII–XIX. Delhi, Sri Satguru Publ.

Karelova L. B. (2017) Key worldview problems in the twentieth century Japanese philosophy: Essays on history of philosophy) . Moscow, Institut filosofii Rossiiskoi akademii nauk Publ. (In Russian)

Keenan J. P. (1995) The Gospel of Mark: A Mahayana reading. New York, Orbis Books.

Keenan J. P. (2012) “Mahāyāna Emptiness or ‘Absolute Nothingness’? The ambiguity of Abe Masao’s role in Buddhist-Christian understanding”, in Théologiques, vol. 20, no. 1–2, pp. 341–363.

Keenan J. P. (2015) The emptied Christ of Philippians: Mahayana Meditations. Eugene, Wipf & Stock Publ.

Ketelaar James (1991) “Strategic occidentalism: Meiji Buddhists at the World’s Parliament of Religions”, in Buddhist-Christian Studies, vol. 11, pp. 37–56.

Mefodii (Zinkovskii) (2019) “Kenoticity as a hypostatic or personal property”, in Aktual’nye voprosy tserkovnoi nauki, no 2, pp. 218–227. (In Russian)

Melnik S. V. (2019) "Theology and interreligious dialogue: From controversy to cooperation", in Issues of Theology, vol. 1, no. 3, pp. 307–333. (In Russian)

Mikhalev A. A. (2010) The problem of culture in Japanese philosophy. K. Nishida and T. Watsuji. Moscow, Institut filosofii Rossiiskoi akademii nauk Publ. (In Russian)

Moltmann J. (1996) “God is unselfish love”, in Cobb J. Jr., Ives Ch., eds. The Emptying God. A Buddhist-Jewish-Christian Conversation, pp. 116–124. Delhi, Sri Satguru Publ.

Nishida K. (1987) Last writings: Nothingness and the religious worldview. Honolulu, University of Hawaii Press.

Nishida K. (2018) “Place”, in Fujita M., ed. The philosophy of the Kyoto school, pp. 3–12. Singapore, Springer Singapore.

Nishitani Keiji. (1982) Religion and Nothingness. Berkeley, Los Angeles, London, University of California Press.

Nishitani Keiji. (1990) The self-overcoming of nihilism. Albany, State University of New York Press.

Odin S. (1987) “‘Kenosis’ as a foundation for Buddhist-Christian dialogue. The Kenotic Buddhology of Nishida and Nishitani of the Kyoto School in relation to the Kenotic Christology of Thomas J. J. Altizer”, in The Eastern Buddhist. New series, vol. 20, no. 1, pp. 34–61.

Odin S. (1989) “A critique of the ‘Kenōsis/Śūnyatā’ motif in Nishida and the Kyoto School”, in Buddhist-Christian Studies, vol. 9, pp. 71–86.

Polivanov E. D. (1917) “On Russian transcription of Japanese words”, in Trudy iaponskogo otdela Imperatorskogo obshchestva vostokovedeniia, iss. 1, pp. 15–36. Petrograd, Tipografiia I. V. Leont’eva Publ. (In Russian)

Sharf R. H. (1995) “The Zen of Japanese nationalism”, in Lopez D. S., Jr., ed. Curators of the Buddha: The study of Buddhism under colonialism, pp. 107–160. Chicago, The University of Chicago Press.

Shen V., ed. (2015) Chinese spirituality & Christian communities. A Kenotic perspective. Chinese Philosophical Studies, XXXI; Christian Philosophical Studies, XVII. Washington D. C., Council for Research in Values and Philosophy.

Solonin K. Iu. (2001) “Heidegger and Japanese philosophy”, in Korneev M. Ia., Torchinov E. A., eds. Khaidegger i vostochnaia filosofiia: poiski vzaimodopolnitel’nosti kul’tur, pp. 183–274. St Petersburg, Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo filosofskogo obshchestva Publ. (In Russian)

Suzuki D. T. (1996) Outlines of Mahayana Buddhism. Rus. ed. St Petersburg, Nauka Publ. (In Russian)

Suzuki D. T. (2002) Essays in Zen Buddhism. [In 3 parts] First series. Rus. ed. St Petersburg, Nauka Publ. (In Russian)

Suzuki D. T. (1996) Mysticism: Christian and Buddhist. Rus. ed. Kiev, Sofiia Publ. (In Russian)

Torchinov E. A. (1986) “On the psychological aspects of the Prajnaparamita teaching on the example of ‘Vajrachchedika-prajnaparamita-sutra’”, in Abaev N. V., ed. Psikhologicheskie aspekty buddizma, pp. 47–69. Novosibirsk, Nauka Publ. (In Russian)

Yusa M. (2019) “D. T. Suzuki and the ‘Logic of Sokuhi’, or the ‘Logic of Prajñāpāramitā’” in Kopf G., ed. The Dao Companion to Japanese Buddhist Philosophy, pp. 589–616. Dordrecht, Springer Netherlands.

Загрузки

Опубликован

22.12.2022

Выпуск

Раздел

Исследования