Иоганн Готлиб Фихте как теолог

Авторы

  • Аркадий Викторович Лукьянов Башкирский государственный университет, Российская Федерация, 450076, Уфа, ул. З.Валиди, 32
  • Марина Алексеевна Пушкарева Башкирский государственный университет, Российская Федерация, 450076, Уфа, ул. З.Валиди, 32

Аннотация

Философское творчество Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814)  исследуется в статье в аспекте его теологических воззрений. Дан анализ обвинений Фихте в атеизме. Рассмотрены парадоксы «духа» и «духовного» в самой человеческой жизни и в собственно фихтевском учении о религии. Осуществлена творческая реконструкция тех частей «наукоучения», в которых представлена продуктивность самой идеи теологии и философии религии. Исследован теоретический подтекст идеи «Я» Фихте, причем на основе подключения историко-философских обобщений так называемой предфихтевской критики И.Канта. Выявлена актуальность философии религии И.Г.Фихте и  изучена ее связь с современной эпохой. Обоснован тезис, согласно которому теология есть наука об Абсолюте как предмете творческих поисков человека. Показана творческая продуктивность идеи теологии и философии религии. Сопоставлены взгляды К.Форберга и И.Г.Фихте. Согласно Форбергу, Бог есть регулятивный принцип этики, а сама религия — не теория, а обязанность моральной личности. Однако человек, по мнению Фихте, не призван создавать моральный «миропорядок», а, напротив, сам созидается и  поддерживается им. Делается заключение, согласно которому время рассудка не охватывает всей совокупности времени. Народ — это не просто большинство населения. В его основе лежит нравственная субстанция. Поэтому одна из главных задач государства состоит в том, чтобы развивать гуманитарную культуру народа.

Ключевые слова:

проблема Абсолюта, абсолютное Я, теология, религия, парадоксы духовного, творческая продуктивность идей, философия религии, самосознание современной эпохи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки


References

Fedotova V. G. (1992). Practical and spiritual development of reality. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Fichte J. G. (1845–1846). Sämtliche Werke. Bd. 1–11. Hrsg. von I. H. Fichte. Bd. 1, 5. Berlin, o. J.

Fichte J. G. (1906). The main features of the modern era. St. Petersburg, Publ. by D. E. Zhukovsky. (In Russian)

Fichte J. G. (1992) “Aphorisms about religion and deism”, in Fikhte i konets XX veka: “Ia” i “Ne-Ia”, pp. 10–14. Ufa, Bashkir State University Publ. (In Russian)

Fichte J. G. (1993) Essays. In 2 vols. Vol. 1. St. Petersburg, Mithril Publ. (In Russian)

Fischer K. (1909). History of the New Philosophy. In 9 vols. Vol. 6: Fichte. St. Petersburg, Publ. by D. E. Zhukovsky. (In Russian)

Fuchs E., Laut R., Schieche W., Hrsg. (1978–1992) J. G. Fichte im Gespräch: Berichte der Zeitgenossen (1978–1992). Bd. 1–6. Stuttgart — Bad Cannstatt, Fromann-holzboog.

Il’in I. (1912) “The Crisis of the Idea of the subject in the Doctrine of Science of Fichte Sr.”, in Questions of philosophy and psychology, book 112, pp. 330–531. Moscow, Tipolitografiia tovarishchestva I. N. Kushnerev i Ko Publ. (In Russian)

Kant I. (1965). Essays. In 6 vols. Vol. 4, part 1. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Kuznetsov V. N. (2003). German classical philosophy. Moscow, Vysshaia shkola Publ. (In Russian)

Lanz G. (1914). Fichte. Questions of Philosophy and Psychology, book 122 (2). (In Russian)

Lukjanow A. (2003) “Die Beziehung zwischen Geist und System bei Fichte und Reinhold”, in Fichte-Studien, bd. 21, S. 111–116. Amsterdam; New York, Editions Rodopi B. V.

Lukyanov A. V. (1993) “I. G. Fichte as a historian of public thought”, in Obshchestvennaia mysl’: issledovaniia i publikatsii, iss. 4, pp. 78–91. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Lukyanov A. V. (1997) The Philosophy of Johann Gottlieb Fichte. Orenburg, Orenburg State Agrarian University Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.07.2021

Выпуск

Раздел

Исследования