Иоганн Готлиб Фихте как теолог
Аннотация
Философское творчество Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814) исследуется в статье в аспекте его теологических воззрений. Дан анализ обвинений Фихте в атеизме. Рассмотрены парадоксы «духа» и «духовного» в самой человеческой жизни и в собственно фихтевском учении о религии. Осуществлена творческая реконструкция тех частей «наукоучения», в которых представлена продуктивность самой идеи теологии и философии религии. Исследован теоретический подтекст идеи «Я» Фихте, причем на основе подключения историко-философских обобщений так называемой предфихтевской критики И.Канта. Выявлена актуальность философии религии И.Г.Фихте и изучена ее связь с современной эпохой. Обоснован тезис, согласно которому теология есть наука об Абсолюте как предмете творческих поисков человека. Показана творческая продуктивность идеи теологии и философии религии. Сопоставлены взгляды К.Форберга и И.Г.Фихте. Согласно Форбергу, Бог есть регулятивный принцип этики, а сама религия — не теория, а обязанность моральной личности. Однако человек, по мнению Фихте, не призван создавать моральный «миропорядок», а, напротив, сам созидается и поддерживается им. Делается заключение, согласно которому время рассудка не охватывает всей совокупности времени. Народ — это не просто большинство населения. В его основе лежит нравственная субстанция. Поэтому одна из главных задач государства состоит в том, чтобы развивать гуманитарную культуру народа.
Ключевые слова:
проблема Абсолюта, абсолютное Я, теология, религия, парадоксы духовного, творческая продуктивность идей, философия религии, самосознание современной эпохи
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.