«Красота» Роджера Скрутона

  • Алексей Михайлович Гагинский Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12 https://orcid.org/0000-0001-9412-9064

Аннотация

В рецензии анализируется книга Роджера Скрутона (1944–2020) «Красота», переведенная на русский язык фондом «Теоэстетика». Скрутон выступает против релятивизма в отношении красоты, поскольку красота как понятие, как предмет внимания в XX в. ушла на периферию искусства культуры, ее место заняло «интересное» и «впечатляющее». Скрутон подмечает важную вещь: пренебрежительное отношение к гуманитарному знанию, которое распространено в обществе последние десятилетия, может быть связано с отказом от красоты, что приводит к разрушению гуманитарных дисциплин, они воспринимаются как что-то не вполне серьезное по сравнению с «точными науками». Скрутон показывает: когда кто-то говорит о красоте, он говорит не о своем состоянии, а о самом предмете: «я описываю его, а не себя». Это замечание указывает на то, что красота не просто нечто субъективное и относительное. Тем не менее философ не разделяет метафизическое понимание красоты как одного из свойств Бога, он старается раскрыть данное понятие, не обращаясь к богословию. Все это, как показывает автор рецензии, позволяет начать разговор о красоте, помогая приблизиться к богословской эстетике.

Ключевые слова:

Скрутон, красота, добро, истина, трансценденталии, Кант, объективность, субъективность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература


References

Aertsen J. (2012) Medieval philosophy as transcendental thought: From Philip the Chan-cellor (ca. 1225) to Francisco Suárez. Leiden, Brill Publ.

Balthazar H. U. von. (2019) The Glory of God. Theological aesthetics. In 7 vols, vol. 1: Contemplating of the form. Rus. ed. Moscow, Bibleisko-bogoslovskii institut sv. apostola Andreia Publ. (In Russian)

Bychkov V. V. (2007) “Post-culture and modern art — aestheticisation of discourse”, in Bychkov V. V., Mankovskaia N. B., Ivanov V. V. Trialog: The first conversation about aesthetics, modern art and crisis of culture, pp. 8–12. Moscow, IFRAN Publ. (In Russian)

Hart D. B. (2010) The beauty of the infinite: The aesthetics of Christian truth. Rus. ed. Moscow Bibleisko-bogoslovskii institut sv. apostola Andreia Publ. (In Russian)

Moor J. (1984) Principia Ethica. Rus. ed. Moscow, Progress Publ. (In Russian)

Nietzsche F. (2005). Will to power. Rus. ed. Moscow, Kul’turnaia revolutsiia Publ. (In Russian).

Ross W., ed. (1970) Aristotle’s metaphysics. Oxford: Clarendon Press, 1970.

Scruton R. (2008) Kant: Short introduction. Transl. by A. Golosovskaya. Rus. ed. Moscow, Astrel Publ., AST Publ. (In Russian)

Scruton R. (2021) Fools, Frauds and firebrands: Thinkers of the new left. Transl. by N. Glazkov. Rus. ed. Moscow, Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ. (In Russian)

Sсruton R. (2021) Beauty. Transl. by K. Bandurovskii. Rus. ed. Moscow, Theoaesthetics Publ. (In Russian)

Vdovina G. V. (2020) “Hervaeus Natalis and his polemics with the early scotists about formalities and formal distinction in God”, in Issues of Theology, vol. 2, no. 3, pp. 409–418. (In Russian)

Опубликован
2021-12-28
Раздел
Рецензии