Быть или не быть? Идея Бога в философской теологии

  • Алексей Михайлович Гагинский Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об онтологическом статусе Бога в контексте разных видов теологии. В частности, поскольку полемика между теистами и атеистами ведется рациональными методами, с помощью логической аргументации, постольку обе стороны должны признавать требования, которые предъявляются к такого рода полемике. Автор показывает, что имеет место не только «теистическая теология», которая использует какое-либо представление о Боге, но и «атеистическая теология», или атеология, которая возникает потому, что атеизм также оперирует определенной концепцией божественного. Отсюда следует, что можно выделить и проанализировать специфические черты идеи Бога в этих видах теологии. В статье предпринято сопоставление названных черт в плане онтологии, что позволяет определить наиболее важные аспекты идеи Бога. В связи с этим автор полагает, что стремление доказать/опровергнуть бытие того, что прежде бытия, — задача по меньшей мере сомнительная. Тем не менее для атеизма данный метафизический ход крайне важен, потому что доказательства превращают Бога в некое сущее, которое нуждается в бытии. И именно здесь атеизм обретает рациональные основания, а без этого имеет место лишь «атеизм сердца», но не «атеизм разума».

Ключевые слова:

Бог, бытие, небытие, сущее, религия, атеизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Barnes J. (2006) “Mysliteli doplatonovskoi epokhiˮ [Thinkers of pre-platonic epoch], in Kanto-Sperber M. (ed.) Grecheskaia filosofiia, vol. 1. Moscow, GLK Publ., pp. 3–98. (In Russian)

Diels H., Kranz W. (Hrsg.) (1951–1952) Die Fragmente der Vorsokratiker. Berlin, Weidmann, Bd. 1.

Dionysius Areopagita (1990) “De divinis nominibusˮ, in B. R. Suchla (Hrsg.) Corpus dionysiacum I. Berlin, De Gruyter.

Everett D. (2016) Ne spi — krugom zmeii! Byt i iazyk indeitsev amazonskikh dzhunglei [Don’t sleep, there are snakes! Life and language in Amazonian jungles]. Moscow, Iazyki slavianskikh kulʼtur Publ. (In Russian)

Falter R. (2003) “Was wir noch heute von den alten Göttern verstehen können oder Die Götter der Erfahrungsreligion als Sprache”, in Klarheit in Religionsdingen: Aktuelle Beitraege zur Religionsphilosophie. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, S. 329–377.

Flew A. (2007) There is a God: How the World’s Most Notorious Atheist Changed His Mind. New York, Harper One.

Frankfort G., Frankfort G. A. (1984) “Mif i realʼnostʼˮ [Myth and reality], in V preddverii filosofii: dukhovnye iskaniia drevnego cheloveka. Moscow, Nauka Publ., pp. 24–44. (In Russian)

Gaginsky A. M. (2018) Filosofiia bespredposylochnykh nachal [Philosophy of unconditional principles]. Moscow, IF RAN. Publ. (In Russian)

Gaginsky A. M. (2018) “Skrytye predposylki ratsional’noi teologiiˮ [The hidden premises of rational theology], in Filosofskii zhurnal 11(1): 111–124. (In Russian)

Gregorius Palamas (1988) Capita CL Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. Ed., transl. and study by R. E. Sinkewicz. Toronto, PIMS.

Duluman E. K. (1970) Ideia boga: issledovatel’skii i polemicheskii ocherk [Idea of god: Research and Polemical essay]. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Inwagen P. van (2001) Ontology, Identity, and Modality: Essays in Metaphysics. Cambridge, UK, Cambridge University Press.

Kazarian A. T., Fokin A. R. (2007) “Dokazatelʼstva bytiia Bozhiiaˮ [Proofs of existence of God], in Pravoslavnaia entsielopediia, Moscow, TNС “Pravoslavnaia entsielopediiaˮ, vol. 15, pp. 555–573. (In Russian)

Karpov K. V. (2017) “Metafizicheskoe izmerenie kosmologicheskogo dokazatelʼstva bytiia Bozhestvennogo i nekotorye zadachi teisticheskikh dokazatelʼstvˮ [Metaphysical dimension of cosmological proof of Divine and some tasks of theistic proofs]. Vestnik Sviato-Tikhonovskogo Pravoslavnogo gumanitarnogo universiteta. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, no. 73, pp. 41–52. (In Russian)

Marion J.-L. (1982) Dieu sans l’être. Paris, Fayard.

Maximus Confessor (2002) “Ambigua ad Thomam”, in Janssens B. (ed.) Maximi Confessoris Ambigua ad Thomam una cum Epistula secunda ad eundem. Turnhout, Brepols, pp. 3–34.

Morris T. (2011) Nasha ideia Boga: vvedenie v filosofskoe bogoslovie [Our idea of God: An Introduction to philosophical theology]. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Onfray M. (2005) Traité d’athéologie: Physique de la métaphysique. Paris, Grasset.

Ross W. (ed.) (1970) Aristotle’s metaphysics. In 2 vols. Oxford, Oxford university press.

Sass H. von E. (ed.) (2014) Groundless Gods: The Theological Prospects of Post-Metaphysical Thought. Hall, Eugene.

Shohin V. K. (ed.) (2006) Problema zla i teodiceia: materialy mezhdunarodnoi konferentsii (Moskva, 6–9 iiunia 2005 g.) [Problem of evil and theodicy: Papers from international conference]. Moscow, IF PAN Publ. (In Russian)

Tillikh P. (2017) Sistematicheskaia teologiia [Systematical theology]. Vol. 1. Razum i otkrovenie. Bytie i Bog; Vol. 2. Sushchestvovanie i Hristos. Moscow, St. Petersburg, Centr gumanitarnyh iniciativ Publ. (In Russian)

Veil S. (2008) Tiazhestʼ i blagodatʼ [Heaviness and grace]. Moscow, Russkii putʼ Publ. (In Russian)

Yampolskaia A. (2011) “Fenomenologiia kak sniatie metafiziki?ˮ [Phenomenology as a withdrawal of metaphysics], Logos, no. 3 (82), pp. 107–123. (In Russian)

Опубликован
2019-04-25
Раздел
Исследования