Устройство индивидуальной души и проблема «двух разумов» в теологии Филона Александрийского

Авторы

  • Протоиерей Максим Приходько Русская христианская гуманитарная академия, Российская Федерация, 191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15 https://orcid.org/0000-0002-2913-5625

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.201

Аннотация

Учение Филона Александрийского представляет собой систему теологических и психологических линий рассуждений. Решающим моментом для иудейского мыслителя становится рациональное объяснение устройства и действия души в свете теологии иудаизма. Филону удается сделать это путем включения психологии стоиков в аллегорическую интерпретацию ключевых событий Книги Бытия, таких как сотворение человека и грехопадение Прародителей. В переработке доктрины стоиков Филон раскрывает концептуальную модель взаимоотношений между Богом и человеком на основе связи разума и чувств, или разумной и неразумной частей человеческой души. Эта модель призвана выявить и объяснить отношение двух разумов: индивидуального ума человека и универсального Логоса Бога, который определенным образом также присутствует в душе индивидуума. Филон выявляет универсальный принцип реализации человеческого разума через чувства, что в конечном счете либо связывает разум со вселенной и с Богом, либо замыкает его в себе и становится причиной порока. В терминах стоической доктрины о рациональной природе импульса Филон объясняет ответственность человека за появление зла, а также перспективу уподобления индивидуального разума его архетипу, Логосу Бога. Таким образом, Филон выстраивает рациональную модель, раскрывающую действие отдельной души как в контексте жизненных процессов универсума, так и в ее собственной сокровенной сфере.

Ключевые слова:

разум, чувство, душа, индивидуальность, логос, стоицизм, Филон Александрийский, руководящий принцип, универсум, разумная душа, неразумная душа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Annas J., ed., Woolf R., tr. (2004) Cicero. On Moral Ends. Cambridge University Press.

Daniélou J. (2014) Philo of Alexandria. Cambridge, James Clarke & Co.

Dillon J. M. (1996) The middle Platonists 80 B. C. to A. D. 220. Ithaca, New York, Cornell University Press.

Goold G. P., ed., Colson F. H., Whitaker G. H., tr. (1929–1939) Philo. In 8 vols. Cambridge, MA, Harvard University Press.

Kamesar A. (2004) “The Logos Endiathetos and the Logos Prophorikos in allegorical interpretation: Philo and the D-Scholia to the Iliad”, in Greek, Roman, and Byzantine Studies, vol. 44, pp. 163–181.

Long A. A. (1986) Hellenistic philosophy. Stoics, Epicureans, Sceptics. Berkeley, University of California Press.

Pohlenz M. (1965) Die Begrundung der abendlandischen Sprachlehre durch die Stoa. Hildesheim, Kleine Schriften.

Prikhodko M. (2021) “Language and laughter in the treatise of Philo of Alexandria ‘The worse Attacks the Better’”, in Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition, vol. 15, no. 2, pp. 611–624.

Rist J. M. (1969) Stoic philosophy. Cambridge, Cambridge University Press.

Robertson D. (2008) Word and meaning in Ancient Alexandria theories of language from Philo to Plotinus. Hampshire, Ashgate.

Runia D. T. (1988) “God and man in Philo of Alexandria”, in Journal of Theological Studies, vol. 39, pp. 48–75.

Svetlov R. V. (2020) “Rational theology: The case of Philo of Alexandria”, in Issues of Theology, vol. 2, no. 1, pp. 65–74. (In Russian)

Winston D. (1985) Logos and mystical theology in Philo of Alexandria. Cincinnati, Hebrew Union College Press.

Wolfson H. A. (1962) Philo foundations of religious philosophy in Judaism, Christianity, and Islam. In 2 vols, vol. 1. Cambridge, MA, Harvard University Press.

Загрузки

Опубликован

17.06.2022

Выпуск

Раздел

Теология: тексты и контексты