«Тварь покорилась суете не добровольно»: дискуссия о влиянии грехопадения на живую природу в свете развития палеонтологического знания

Авторы

  • Александр Валерьевич Храмов Палеонтологический институт РАН, Российская Федерация, 117647, Москва, ул. Профсоюзная, 123; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2 https://orcid.org/0000-0002-6888-5162

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.303

Аннотация

Статья посвящена дискуссии о связи хищничества и смерти животных с грехопадением человека, спровоцированной становлением палеонтологии как науки в первой половине XIX в. Рассмотрена предыстория представлений об изначальном миролюбии живых существ, восходящая к ранним Отцам Церкви. Проанализированы аргументы У. Бакленда, Х. Миллера, Э. Хичкока и других ученых и богословов, пытавшихся с христианской точки зрения осмыслить тот факт, что еще задолго до появления человека живая природа, как стало ясно из ископаемых находок, была охвачена взаимной враждой. В этом контексте обсуждаются ранние палеореконструкции, акцентировавшие жестокость доисторического мира в противоположность традиционной вере в райскую идиллию. Особое внимание уделено взглядам тех, кто продолжал защищать учение о рае как о гармоничном содружестве живой природы, несмотря на открытия палеонтологии. На этих позициях стояли главным образом «библейские геологи», идейные предшественники современных младоземельных креационистов. Рассмотрены предположения шотландского теолога У. Гиллиспи, связывавшего существование хищничества в далеком прошлом с грехопадением Сатаны. Делается вывод, что пересмотр воззрений на райское состояние в западном христианстве начался еще в додарвиновскую эпоху и затем был завершен под влиянием эволюционизма.

Ключевые слова:

грехопадение, эволюция, рай, шесть дней творения, Книга Бытия, наука и религия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Andreini G. B. (1617) L’Adamo. Milano, Bordoni G.

Anonymous author (1856) The Creative Week: Being a secular exposition of the mosaic record of creation. Edinburgh, Maclachlan and Stewart.

Basil the Great, St (1972) “The second talk on man by Saint Basil the Great”, in Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, no. 3, pp. 33–40. (In Russian)

Bede, St (2008) On Genesis. Liverpool, Liverpool University Press.

Boyd H. S. (1817) “On cosmogony”, in Philosophical Magazine, vol. 50, pp. 375–378.

Buckland W. (1836) Geology and mineralogy considered with reference to natural theology. London, W. Pickering.

Buckland W. (1839) An inquiry whether the sentence of death pronounced at the Fall of man included the whole animal creation, or was restricted to the human race. London, John Murray.

Bugg G. (1826) Scriptural geology, or Geological phenomena, consistent only with the literal interpretation of the sacred Scriptures. In 2 vols, vol. 1. London, Hatchard and son.

Bugg G. (1827) Scriptural geology, or Geological phenomena, consistent only with the literal interpretation of the sacred Scriptures. In 2 vols, vol. 2. London, Hatchard and son.

Conte A. L. (2020) “Carlo Antonio and the bottega Procaccini”, in Zeitschrift für Kunstgeschichte, Bd. 83, S. 7–32.

Dmitrieva O. V. (2016) “Virtues of the silkworm: Poetical entomology of Thomas Moffet and intellectual patronage of Sidney family”, in Art and culture of Renaissance and Early Modern Europe: Collection of works in honour of V. M. Volodarsky, pp. 40–54. Rus. ed. Moscow; St Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ. (In Russian)

Ephrem the Syrian, St (1994) Selected prose works. Washington, The Catholic University of America Press.

Gillespie W. (1859) The theology of geologists. Edinburgh, Adam and Charles Black.

Gisborne T. (1818) The testimony of natural theology to Christianity. London, T. Cadell and W. Davies.

Gloag P. T. (1859) The primeval world: A treatise on the relations of geology to theology. Edinburgh, T. & T. Clark.

Grosseteste R. (1996) On the Six Days of Creation. Oxford, Oxford University Press.

Hawkins T. (1840) The Book of the Great Sea-Dragons, Ichthyosauri and Plesiosauri. London, W. Pickering.

Herrin A. K. (2014) “Pioneers of the printed Paradise: Maarten de Vos, Jan Sadeler I and emblematic natural history in the late sixteenth century”, in K. A. E. Enenkel, P. J. Smith, eds. Zoology in early modern culture, pp. 329–400. Leiden, Brill.

Hitchcock E. (1842) Elementary geology. New York, Dayton and Newman.

Hitchcock E. (1851) The religion of geology and its connected science. Boston, Phillips, Sampson and co.

Irenaeus of Lyons, St (2008) Against heresies. The demonstration of the Apostolic preaching. Rus. ed. St Petersburg, Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)

Jolly P. H. (1997) Made in God’s Image? Eve and Adam in the Genesis Mosaics at San Marco, Venice. Berkeley, University of California Press.

Kessler H. L. (1971) “Hic Homo Formatur: The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles”, in The Art Bulletin, vol. 53, pp. 143–160.

Khramov A. V. (2018) “Attraction of the opposites: Reception of the theory of evolution in young earth creationists”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, no. 76, pp. 59–76. (In Russian)

Khramov A. V. (2019) “Theistic evolutionism and the problem of theodicy”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, no. 83, pp. 26–44. (In Russian)

Khramov A. V. (2019) “The Days of Creation and geologic time in the british theological and scientific thought of the first half of the 19th century”, in Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, no. 2 (26), pp. 75–97. (In Russian)

Kirby W. (1835) On the history, habits and instincts of animals. In 2 vols, vol. 1. London, W. Pickering.

Konowitz E. (1984) “The program of the Carrand Diptych”, in The Art Bulletin, vol. 66, pp. 484–488.

Lovyagin E. (1860) “On hypotheses of newest geologists contradicting the Scripture”, in Strannik, no. 5, pp. 334–371. (In Russian)

Maguire H. (1987) “Adam and the animals: Allegory and the literal sense in early Christian art”, in Dumbarton Oaks Papers, vol. 41, pp. 363–373.

Manucci F., Romano M. (2022) “Reviewing the iconography and the central role of ‘paleoart’: Four centuries of geo-palaeontological art”, in Historical Biology. https://doi.org/10.1080/08912963.2021.2017919

Miller H. (1857) The testimony of the rocks; or geology in its bearings on the two theologies, natural and revealed. Boston, Gould and Lincoln.

Milton J. (2007) Paradise lost. Rus. ed. Moscow, Eksmo Publ. (In Russian)

Minnis A. (2016) From Eden to eternity: Creations of Paradise in the later Middle Ages. Philadelphia, University of Pennsylvania Press.

[Murray J.] (1839) “Dr. Buckland’s geological sermon”, in The Christian Observer, no. 19, pp. 400–401.

Nekrasova I. A. (2019). “The religious theatre of Giovanni Battista Andreini: L’Adamo and two Magdalena”, in Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ia. Vaganovoi, no. 1, pp. 191–215. (In Russian)

Pye-Smith J. (1840) On the relation between the Holy Scriptures and some parts of geological sciences. New York, D. Appleton and company.

Rikken M. (2014) “Exotic animal painting by Jan Brueghel the Elder and Roelant Savery”, in K. A. E. Enenkel, P. J. Smith, eds. Zoology in early modern culture, pp. 401–433. Leiden, Brill.

Rudwick M. J. S. (1992) Scenes from deep time: Early pictorial representations of the prehistoric world. Chicago, The University of Chicago Press.

Theophilus of Antioch, St (1988) “To Autolycus”, in Early Church Fathers, pp. 458–521. Brussels, Zhizn’ s Bogom Publ. (In Russian)

Thomas Aquinas (2005). Summa Theologica. Part 1. Questions 75–119. Rus. ed. Kiev, Nika-tsentr Publ. (In Russian)

Weitzmann K. (1999) The illustrations in the manuscripts of the Septuagiant. In 3 vols, vol. 2: Octateuch. Princeton, Princeton University Press.

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Выпуск

Раздел

Исследования