Севир Антиохийский и Кирилл Александрийский: вопрос о преемственности структуры логико-онтологических понятий
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.401Аннотация
Статья посвящена рассмотрению трансформации структуры логико-онтологических понятий учения Кирилла Александрийского в трактате Севира Антиохийского «Против нечестивого Грамматика». Ставится вопрос об источниках учения Севира относительно общего и частного и выдвигается гипотеза о наличии такого учения у Кирилла Александрийского. Проводится выборочное сравнение цитат из Кирилла Александрийского, которые использует Севир Антиохийский, и предлагаемых им интерпретаций. На основании этого формулируются пять пунктов, в которых, как считал Севир, он следует александрийскому епископу. Делается вывод о том, что ключевым проблемным вопросом, по которому Севир не смог наглядно показать свою зависимость от Кирилла Александрийского, является трактовка понятий «род» и «вид» применительно к общему (божеству и человечеству). Проводится разбор тех мест из сочинений Кирилла Александрийского, в которых используются оба указанных термина. Демонстрируется, что для Кирилла Александрийского род и вид были формулой для описания недифференцированного общего и даже там, где род и вид противопоставляются, род соответствует нерасчлененному общему, а вид практически совпадает с ипостасью. На этом основании показывается преемственность логико-онтологической модели Кирилла Александрийского в трудах Севира Антиохийского, не тождественная, однако, преемственности христологической модели.
Ключевые слова:
Севир Антиохийский, Кирилл Александрийский, природа, сущность, ипостась, род и вид
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.