Учения об образе Божием архиепископа Феофана (Прокоповича) и Аманда Полянского: сравнительный анализ

Авторы

  • Священник Аркадий Редькин Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул Новокузнецкая, 23б

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.104

Аннотация

В статье рассматриваются учения об образе Божием архиепископа Феофана (Прокоповича) и богослова-реформата Аманда Полянского. Как известно, главного двигателя церковной реформы — архиепископа Феофана — не раз обвиняли в протестантизме, другие же считали его позицию православной и полагали, что труды протестантских авторов он использовал, чтобы выработать собственное учение. Антропоцентризм Нового времени поставил перед богословием вопросы, требующие ответов и развития антропологических положений христианского вероучения. В эту эпоху происходит всплеск обращений к учению Блаженного Августина, на которого опирались как протестантские, так и католические авторы. Вместе с тем оценка синодального периода во многом стала строиться на концепции западного пленения русского богословия. Бесспорно, существовало влияние западного богословия на русскую традицию, но кажется преждевременной и необоснованной однозначная отрицательная оценка этого малоизученного периода. Для правильной оценки данного периода необходимо обратиться к его истокам. На примере одного раздела антропологии архиепископа Феофана (Прокоповича) — учения об образе Божием — автор статьи предлагает сопоставить его богословские взгляды с положениями учения Аманда Полянского, близость к которому не раз отмечали как современные, так и дореволюционные исследователи.

Ключевые слова:

антропология, образ Божий, русское богословие, западное влияние в русском богословии, Феофан Прокопович, августинизм, Аманд Полянский, Блаженный Августин

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Amand Polyansky (1610) Syntagma theologiae christianae ab Amando Polano a Polansdorf. In 2 vols, vol. 1. Hanoviae, Typis Wechelianis, apud Claudium Marnium & haeredes Johannis Aubrii.

Cherviakovskii P. (1876) “Introduction to theology of Theophan Prokopovich”, in Khristianskoe chtenie, no. 1–2. pp. 32–86. (In Russian)

Cherviakovskii P. (1878) “On the method of ‘Introduction to theology’ by Feofan Prokopovich”, in Khristianskoe chtenie, no. 3–4, pp. 321–351. (In Russian)

Dmitriev M. V. (2012) “Orthodox confessionalization in Eastern Europe in the second half of the 16th century”, in Drogobits’kii kraeznavchii zbirnik, vol. 16, pp. 133–152. Drogobich, Kolo Publ. (In Russian)

Feofan (Prokopovich), Archbishop (1773) “A special discourse on mortal and pardonable sin”, in Feofana Prokopovicha arkhiepiskopa Velikago Novagoroda i Velikikh Luk chetyre sochineniia, pp. 233–284. Moscow, Universitetskaia tipografiia Publ. (In Russian)

Feofan (Prokopovich), Archbishop (1785) Theological teaching about the state of an intact man, or about what Adam was in paradise. Moscow, Tipografiia Ponomareva Publ. (In Russian)

Feofan (Prokopovich), Archbishop (1792–1793) Christiana Orthodoxe Theologie. In 3 vols, vol. 2. Lipsiae, Breitkopf.

Florovskii G., Archpriest (2006) The ways of Russian theology. Minsk, Kharvest Publ. (In Russian)

Kartashev A. (1913) “On the question of Orthodoxy of Feofan Prokopovich”, in Sbornik statei v chest’ D. F. Kobeko, pp. 225–236. St Petersburg, Tipografiia M. A. Aleksandrova Publ. (In Russian)

Khondzinskii P., Archpriest (2011) “Blessed Augustine in the Russian spiritual tradition of the 18th century”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta: Bogoslovie. Filosofiia, vol. 1 (33), pp. 22–36. (In Russian)

Khondzinskii P., Archpriest (2011) “The Holy Scripture in the theology of the school of Feofan Prokopovich”, in Russkoe bogoslovie: traditsii i sovremennost’, pp. 157–168. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Möhler J. A. (1834) Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensatze der Katholiken und Protestanten nach ihren öffentlichen Bekentnissschriften. Meinz; Vien, Florian Kupferberg.

Samarin Iu. F. (1880) Stefan Yavorsky and Feofan Prokopovich. Moscow, Tipografiia A. I. Mamontova i K. Publ. (In Russian)

Shonyu P. (2005) The civilization of classical Europe. Ekaterinburg, U-Faktoriia Publ. (In Russian)

Stupperich R. (1940/1941) “Feofan Procopovič und seine academische Wirksamkeit”, in Zeitschrift für slavische Phililogie, Bd. XVII, S. 70–102.

Загрузки

Опубликован

22.03.2023

Выпуск

Раздел

История христианской мысли