Учения об образе Божием архиепископа Феофана (Прокоповича) и Аманда Полянского: сравнительный анализ

Авторы

  • Священник Аркадий Редькин Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул Новокузнецкая, 23б

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.104

Аннотация

В статье рассматриваются учения об образе Божием архиепископа Феофана (Прокоповича) и богослова-реформата Аманда Полянского. Как известно, главного двигателя церковной реформы — архиепископа Феофана — не раз обвиняли в протестантизме, другие же считали его позицию православной и полагали, что труды протестантских авторов он использовал, чтобы выработать собственное учение. Антропоцентризм Нового времени поставил перед богословием вопросы, требующие ответов и развития антропологических положений христианского вероучения. В эту эпоху происходит всплеск обращений к учению Блаженного Августина, на которого опирались как протестантские, так и католические авторы. Вместе с тем оценка синодального периода во многом стала строиться на концепции западного пленения русского богословия. Бесспорно, существовало влияние западного богословия на русскую традицию, но кажется преждевременной и необоснованной однозначная отрицательная оценка этого малоизученного периода. Для правильной оценки данного периода необходимо обратиться к его истокам. На примере одного раздела антропологии архиепископа Феофана (Прокоповича) — учения об образе Божием — автор статьи предлагает сопоставить его богословские взгляды с положениями учения Аманда Полянского, близость к которому не раз отмечали как современные, так и дореволюционные исследователи.

Ключевые слова:

антропология, образ Божий, русское богословие, западное влияние в русском богословии, Феофан Прокопович, августинизм, Аманд Полянский, Блаженный Августин

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

22.03.2023

Выпуск

Раздел

История христианской мысли