Особенности религиозного и секулярного взгляда на воспитание и нравственное развитие

Авторы

  • Иеромонах Афанасий (Микрюков) Николо-Угрешская православная духовная семинария, Российская Федерация, 140090, Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.108

Аннотация

В статье анализируются два подхода к образовательному процессу: постсекулярный (на примере образовательного проекта Джона Дьюи) и религиозный (на примере проекта крестьянской школы С. А. Рачинского, в основе которого лежал принцип христианской любви). Необходимость анализа данных подходов обусловлена глобальными вызовами, требующими переосмысления мировоззренческих оснований современного образования, которое еще недавно понималось как «рынок образовательных услуг», где востребованными оказываются любые педагогические подходы и практики, а достижения педагогического творчества теряют самое значительное и существенное, что в них есть, — развитие личности человека. Тенденция секуляризации приводит к бессистемности и случайности как в организации образовательного процесса, так и в осуществлении педагогической подготовки, поскольку эти процессы фактически оказываются зависимы от сиюминутных и преходящих исторических, политических, культурных и иных обстоятельств. Указывается на важное свойство современной науки, которое обусловливает односторонность всякого сугубо секулярного подхода к проблемам образования. По мнению автора, современная наука испытывает настоятельную потребность в такой комплексной дисциплине, как теология, которая позволяла бы унифицировать все многообразие достижений светской науки на почве традиционных ценностных ориентиров.

Ключевые слова:

образование, воспитание, христианство, любовь, Джон Дьюи, Сергей Александрович Рачинский, теология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Anikin D. A. (2012) “Religious space of Russia: on the way to post-secular society”, in Religiia — nauka — obshchestvo: problemy i perspektivy vzaimodeistviia: materialy II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 1–2 noiabria 2012 goda, pp. 177–183. Penza; Saratov; Semei, Sotsiosfera Publ. (In Russian)

Babeshko O. S. (2017) “Information society and religion: post-secular society”, in Voprosy ekonomiki i upravleniia, no. 2 (9), pp. 52–54. (In Russian)

Barich A. A. (2014) “Pedagogical experience of S. A. Rachinsky: School-community in the conditions of modernization of Russian society at the turn of the 19th–20th centuries”, in Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, no. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12268 (accessed: 17.11.2022). (In Russian)

Berdyaev N. A. (1990) The origins and meaning of Russian communism. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Chistyakova O. V. (2016) “Society and religion in the postsecular era: Theoretical approaches and empirical interaction”, in Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Filosofiia, no. 2, pp. 252–258. (In Russian)

Dewey D. (2009) From child to world, from world to child. Moscow, Karapuz Publ. (In Russian)

Feyzrakhmanova T. B. (2015) “Formation of spiritual and moral values of personality in the schools of S. Rachinsky and N. Neplyuev”, in Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia). Sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika i upravlenie personalom, no. 4, pp. 303–305. (In Russian)

Fischer S., Hotam Y., Wexler P., Gur-Ze’ev I. (2012) “Democracy and education in postsecular society”, in Review of Research in Education, vol. 36, pp. 261–281.

Frolov A. A., Aksenov S. I. (2013) “John Dewey and Anton Makarenko — two pinnacles of social pedagogy of the twentieth century”, in Narodnoe obrazovanie, no. 6, pp. 89–97. (In Russian)

Fromm E. (1990) Escape from freedom. Moscow, Progress Publ. (In Russian)

Gryaznova E. V., Goncharuk A. G., Fedorenko I. E., Treushnikov A. I. (2020) “Spirituality in modern education: Necessity or redundancy”, in Psikhologiia i psikhotekhnika, no. 1, pp. 43–53. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32267 (accessed: 20.04.2020). (In Russian)

Habermas J. (2017) The structural change of the public sphere: Studies on the category of bourgeois society. Moscow, Ves’ mir Publ. (In Russian)

Heidegger M. (1993) Time and Being. Moscow, Respublika Publ. (In Russian)

Horkheimer M., Adorno T. (1997) Dialectics of the Enlightenment. Philosophical fragments. Moskow, St Petersburg, Medium Publ., Iuventa Publ. (In Russian)

Korableva T. F. (2000) Philosophical and ethical aspects of Makarenko’s theory of the collective. PhD Thesis in Philosophy. Мoscow, Institut filosofii RAN. (In Russian)

Kovalenko V. V. (2017) “The secular nature of education and religious and moral education”, in Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie, vol. 3, no. 3, pp. 92–96. (In Russian)

Krasnova N. P., Agronina N. I. (2015) “Development of the national school in the pedagogical heritage of S. A. Rachinsky”, in Novyi vzgliad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik, no. 7, pp. 61–69. (In Russian)

Maminova N. V. (2018) “John Dewey’s pragmatic philosophy as an ideological basis of American school and pedagogy”, in Vestnik sovremennykh issledovanii, no. 11 (3), pp. 63–65. (In Russian)

Minchenko T. P. (2013) “The crisis of ideas of secularism and religiosity in post-secular society”, in Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 368, pp. 51–53. (In Russian)

Polunov A. Yu. (2017) Pobedonostsev. Moscow, Molodaia gvardiia Publ. (In Russian)

Rachinsky S. A. (1991) The rural school. Collection of articles. Moscow, Pedagogika Publ. (In Russian)

Rozanov V. V. (1899) Twilight of Enlightenment. Collection of articles on education. St Petersburg, Tipografiia M. Merkusheva Publ. (In Russian)

Schorn-Schütte L. (2000) “Priest, preacher, pastor: Research on clerical office in Early Modern Europe”, in Central European History, vol. 33, no. 1, pp. 1–39. (In Russian)

Sharypova I. V. (2018) “Moral imperative of education: secular and religious traditions”, in Vestnik Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye, obshchestvennye, pedagogicheskie nauki, no. 2 (9), pp. 29–31. (In Russian)

Shmonin D. V. (2018) “The purpose of pedagogy, secular culture and theological rationality”, in Teologiia i obrazovanie, vol. 1, pp. 203–224. (In Russian)

Shmonin D. V. (2019) “Scientific rationality and the ‘return to theology’”, in Issues of Theology. vol. 1, no. 3, pp. 280–306. (In Russian)

Uzlaner D. A. (2019) The end of religion? History of the theory of secularization. Moscow, Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ. (In Russian)

Voronova A. A. (2015) “Spiritual tradition of the Russian school”, in Vestnik Orenburgskoi dukhovnoi seminarii, no. 2 (4), pp. 133–137. (In Russian)

Zenkovsky V. V., archpriest (1993) Problems of education in the light of Christian anthropology. Moscow, Izdatel’stvo Sviato-Vladimirskogo bratstva Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.03.2023

Выпуск

Раздел

Теология и образование